События 9-15 июля
Жемчуг: Сокровища морей и рек
11.07.2018-1.10.2018
Государственный исторический музей
Выставка «Жемчуг: Сокровища морей и рек» на основе всемирно известной коллекции жемчуга Музеев Катара прибудет в Москву в июле в рамках перекрестного Года культуры Катара и России 2018. Выставка, демонстрирующая более ста уникальных предметов, впервые познакомит посетителей с произведениями ювелирного и прикладного искусства из пресноводного жемчуга Средней Азии. В ее составе пятьдесят никогда ранее не выставлявшихся экспонатов, специально отобранных для показа в России. Проект Музеев Катара организован Всемирным Алмазным Музеем в Выставочном комплексе Государственного исторического музея с 11 июля по 1 октября 2018 г.
Среди шедевров — великолепная тиара эрцгерцогини Марии Валерии Австрийской и старинные драгоценности монарших домов Европы.
Эта первая передвижная выставка Музеев Катара — один из их главных проектов, который знакомит посетителей разных стран с преобразующей ролью индустрии жемчуга в истории Катара и всего мира. Прослеживая возникновение и развитие жемчужных промыслов, она рассказывает о древних способах добычи драгоценного минерала, применявшихся ныряльщиками, и дает общее представление о торговле жемчугом в странах Персидского залива. Выставка уже в шестой раз выезжает в другие страны. В прошлый раз она была проведена в 2016 г. в Китае в рамках программы Года культуры Китай — Катар.
Говоря об экспозиции, куратор выставки доктор Юбер Бари заметил: «Жемчуг издавна привлекал художников своим сдержанным изяществом и таинственностью. Наша разносторонняя экспозиция ответит на многие вопросы, связанные с этим природным чудом, в то же время увлекая посетителей в захватывающее путешествие по истории добычи жемчуга и торговли им в Катаре. Выставка станет крупным событием перекрестного Года культуры Катара и России 2018, дав возможность двум великим цивилизациям провести неожиданные исторические параллели использования жемчуга в традиционных украшениях и ювелирных изделиях. Мы надеемся, что это поможет нашим народам и странам стать еще ближе друг к другу».
Проект Элемент. Вторая Вода – Пространство погружения
13.07.18 -21.07.18
Проект Элемент — это полное погружение зрителя в цельное художественное произведение. Это эмоциональное вовлечение в преображенное пространство, где между художественными формами и окружающей действительностью стираются границы. Это результат исследования, основанного на эмпирическом методе.
Осязание, обоняние, слух, зрение и вкус будут проводниками. Земля, Вода, Огонь и Воздух станут точками погружения.
На протяжении года пройдут четыре события: «Первая Земля», «Вторая Вода», «Третий Огонь» и «Четвёртый Воздух». Они призваны восстановить и переосмыслить наши связи с веществами природы в контексте городской культуры, направить к внутреннему, подсознательному и трансцендентному.
«ВТОРАЯ ВОДА» — очередная составляющая Проекта «Элемент», в которой изобразительное искусство, музыка и кинематограф сольются воедино. Путём полного погружения в созданное художниками пространство, зритель сможет ощутить воду через призму личного опыта и мироощущения художников в контексте городской среды.
Дарья Котлярова. Атлантида
16.07.2018-4.09.2018
Дарья Котлярова сотрудничает с Askeri Gallery с момента ее основания в 2016 году. Профессиональный живописец, выпускница МГАХИ им. Сурикова, Котлярова работает с актуальными темами, близкими ее собственному пониманию реальности. Новая серия «Атлантида» основывается на мифе о стране, которой не было, но рассказывает о времени, которое существовало. «Атлантида» – блуждающий материк незабываемого детства, воспоминаниями о котором делится Дарья Котлярова. Свидетелей и доказательств существования этой «Атлантиды» все меньше, но крошечные, значимые артефакты красноречивы. Дарья Котлярова собрала в своей серии материальные свидетельства прошедшего детства – все, что хранится на «антресолях памяти».
«Игрушки – свидетели времени, того, что мы стараемся забыть или пытаемся вернуть. Мы собираем, бережно храним их в надежде возвратить детство, сохранить свидетельства драгоценного времени или ненадолго вернуться туда вместе со своими любимыми игрушками», – поясняет автор.
Работы Дарьи Котляровой находятся в собраниях Музея русского искусства TMORA (США, Миннеаполис), Государственном художественном музее Калуги, в частных собраниях России, Италии, США, Франции, Сербии и Хорватии. Котлярова – участница выставок молодых художников в Государственной Третьяковской галерее, Центральном доме художника, Музее Революции, I Московской международной биеннале молодого искусства, Московском международном художественном салоне, галерее ‘Want Art Gallery’ (Нью-Йорк, США) и других. В марте 2018 года в Лондоне ее работы были представлены на благотворительном аукционе фонда Gracious Heart в офисе Christie's при поддержке Askeri Gallery.
Круглый стол «Кому нужна скульптура? Перспективы развития скульптурных форм в общественном пространстве»
12.07.2018, 18:30
В рамках проведения выставки «Вадим Космачев. Дыхание скульптуры» 12 июля в Новой Третьяковке состоится круглый стол на тему: «Кому нужна скульптура? Перспективы развития скульптурных форм в общественном пространстве».
В России любая постановка скульптуры в городской среде вызывает волну возмущения и бесконечные дискуссии. При этом обсуждаются не столько художественные качества скульптур, сколько значимость героев и событий, которым эти скульптуры посвящены, тогда как в городах современной России практически не представлены альтернативы традиционным монументам. И это несмотря на активную популяризацию в музеях наследия русского авангарда.
Есть ли выход из сложившейся ситуации, и какое искусство имеет перспективу развития в современном городском ландшафте?
Эти вопросы обсудят участники круглого стола:
·Вадим Космачев, скульптор
·Сергей Чобан, архитектор
·Андрей Чернихов, архитектор
·Сергей Попов, искусствовед, галерист
·Виталий Пацюков, искусствовед
Модератор: Кирилл Светляков, искусствовед, куратор выставки
Площадка у башни Татлина, вход свободный.
Grassroots. Любительский футбол в России
9.07.2018-24.07.2018
Бертольд Центр (СПб)
9 июля 2018 в Санкт-Петербурге, в выставочном пространстве Бертгольд Центра, состоится открытие персонального проекта Сергея Новикова «Grassroots. Любительский футбол в России».
Цель проекта – показать многообразие футбольного ландшафта страны: игру многочисленных непрофессиональных команд, уникальность месторасположения футбольных полей и их региональную идентичность. Спортивные арены, на которых проходят тренировки и матчи, сквозь отстраненный объектив фотоаппарата становятся отражением наличествующих на определенной территории структур, правил игры и человеческих отношений.
География проекта включает 28 субъектов РФ: фотосъемка велась в населенных пунктах от Калининградской области до Приморского края, от Мурманской области до Республики Дагестан.
Куратор проекта: Кристина Вронская
Почтовая карточка на службе военной пропаганды
10.07.2018-2.09.2018
Музей петербургского авангарда (СПб)
В годы Первой мировой войны иллюстрированная почтовая карточка вместе с газетами, журналами, плакатами, лубочными картинками встала «под ружье» военной пропаганды. Ее несомненными преимуществами были соединение изображения и текста, легкость «прочтения» визуальных образов даже малограмотными слоями населения, а также массовость, невысокая стоимость производства, оперативность, универсальность в доставке. Мощный пропагандистский потенциал открытки был активно использован всеми участниками масштабного военного конфликта. Представленная на выставке богатейшая коллекция почтовых карточек того времени позволяет сравнить пропагандистское оружие противников.
Тематика открыток, выпускавшихся в разных странах, во многом была схожа и соответствовала основным идеям военной пропаганды, которые условно можно обозначить тезисами: «Враг жесток и вызывает ужас», «Враг — это дьявол», «Мы не хотели войны», «Наше дело — правое», «Наша миссия — святая», «Всё для фронта» и др.
Активно использовались образы национальных героев, солдат-героев, союзников и врагов. На открытках можно увидеть женские и детские образы. Помимо изображения сестер милосердия, нередко на почтовых карточках встречается образ женщины-воина. Его появление в отечественной открыточной продукции было связано с организацией женских батальонов. А привычный трогательный образ ребенка, столь характерный для почтовых карточек мирного времени, в годы войны был вытеснен изображениями детей-героев.
Художники-авторы изображений для открыток работали в разных стилях и прибегали к самым разнообразным средствам художественной выразительности. Но особой популярностью в годы Первой мировой войны пользовались почтовые карточки, стилизованные под лубочную картинку, а также карикатурные открытки. Одним из самых «любимых» персонажей сатирических рисунков был германский император Вильгельм II. В его карикатурном образе ярко подчеркивались такие черты, как агрессивность, жестокость, глупость и беспомощность.
Девица под окном
13.07.2018-13.08.2018
13 июля в журнальном зале Аудитория на территории городского пространства «Хлебозавод» состоится открытие выставки Dagnini — «Девица под окном».
Наталья Данини знакома публике благодаря своим абсурдистским перформансам, которые словно перенесены из GIF глитч-анимации в реальность. На выставке вы сможете увидеть новые объекты и холсты, а также стать свидетелями торжественной видео премьеры.
Работы, представленные в проекте «Девица под окном», апеллируют к российскому поколению «миллениалов», в которых представленная эстетика компьютерного интерфейса 90-х –начала 2000-х отзывается не только историческим узнаванием, но и эмоциональной ностальгией. Данини сама относится к поколению, выросшему на «Пейнте» под звуки соединения модема.
В центре внимания образы эпохи начала виртуальной жизни: заставка Windows, программа Paint, помощник Word — Скрепка, легендарный синий «экран смерти» и т. д. Художник переносит элементы компьютерной системы и её контента в пространство физического мира через живопись на холсте, вышивки поверх гобеленов. Даже язык GIF анимации, будучи самостоятельным видео вне пространства изначального контекста становится частью мира человеческого измерения. Ручной труд имеет здесь определяющее значение, именно посредством человеческого действия виртуальное становится реальным. В то время как к концу 2010-х границы между этими мирами становятся всё более зыбкими, искусство сохраняет за собой право создавать осязаемые объекты.
Виртуальная жизнь 90-х неразрывно связана с политической: новые цифровые возможности были даны одновременно с демократическими свободами. Появление первых персональных компьютеров было в девяностые годы таким же желанным, как политические перемены. Обновление операционной системы и обновление системы государственной — за этими двумя процессами можно было следить, испытывая одинаково сильные переживания. Но общественная реальность давала сбой так же часто, как и виртуальная. 1993-й — год «Синего экрана смерти» и сгоревшего «Белого дома» в Москве. Теперь о фатальных ошибках обеих систем напоминают разбросанные по сети описания кровавых событий и ироничные подписи BSoD (blue screen of death) к мемам. Можно увидеть на youtube, как сегодняшние подростки со смехом реагируют на интернет-технологии 90-х. Тогда в виртуальном пространстве можно было зависнуть в ожидании, слушая медитативный звук dial-up модема или наблюдая мучительно загружающиеся пиксели. На загрузку одного сайта уходило время, за которое теперь можно затеряться в дебрях интернет-серфинга, переключаясь с политических дебатов на подборки видео с померанским шпицем. Сегодня бесконечное желание побега от системы приводит к тому, что система вслед за нами перемещается в виртуальное поле и настигает нас там.
«Девица под окном» предлагает зависнуть в воспоминаниях. Обладая временной дистанцией в два десятилетия мы можем расставить эти акценты и проанализировать путь, пройденный параллельно в виртуальной и политической жизни. Данини – одна из немногих художников, обращающихся к эпохе 90-х через эстетику системы Windows, потенциал которой был оценен еще 1986 году теоретиком медиа-искусства Петером Вайбелем.
Тихая жизнь
10.07.2018-22.07.2018
Анемоны, скумбрия, банки со специями, тыквы и груши, старые утюги и чайники, чесночные головы, рюкзаки и женские туфельки… Только художник способен отделить от контекста бытия вещный мир, показать удивительную значительность и красоту малых предметов, таких, кажется, обыденных и рутинных.
Натюрморт всегда был одним из любимых жанров живописцев: кто-то показывал предметы деликатно и как бы невзначай, другие выставляли напоказ, словно на витрину. Натюрморт мог быть воплощением чистой красоты, а мог служить аллегорическим наставлением о тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Безмолвие предмета и его безответная готовность к любому эксперименту над собой привлекала Сезанна и вслед за ним кубистов, Моранди «строил из бутылок соборы»… Импрессионисты в поисках «явления» счищали с предметов все признаки бытования, абстракционисты, осмысляя вещный мир, вовсе аннигилировали реальную форму.
В рамках выставки пройдет специальный он-лайн аукцион участников выставки «Тихая жизнь» на facebook-ресурсе «Картины по дружеским ценам».
Организаторы: Artcultivator и онлайн аукцион «Картины по дружеским ценам».
Итальянский калейдоскоп
12.07.2018-28.08.2018
Особняк Румянцева (СПб)
Жизнь городских улиц — одна из главных тем в творчестве Залмана Шкляра. Более 20 лет фотограф ежедневно фиксирует неповторимые, мимолетные мгновения, которые быстро исчезают в уличной суете. За это время художник выработал свой особый художественный язык, в котором мастер делает акценты на неожиданных ракурсах, укрупненных деталях, ярких цветовых сочетаниях, неожиданных свето-воздушных эффектах.
Улица в фотографиях Залмана Шкляра — это многоаспектный структурированный организм, где реализм через секунду может превратиться в противоположный ему сюрреализм, а скрытая энергия материальных объектов будет раскрываться в ярких сочных красках.
Простые, на первый взгляд, сюжеты фотографий Залмана Шкляра — фрагменты, выхваченные из каждодневной привычной жизни улиц — наполнены своеобразной философией повседневности.
На выставке в особняке Румянцева впервые в России будут демонстрироваться избранные фотоработы мастера, сделанные на улицах городов Италии. В них фотограф сумел передать не только динамичный ритм жизни улиц, запечатлеть выразительные фрагменты городской среды, но и передать особый итальянский шарм, так хорошо знакомый всем поклонникам этой замечательной страны.
Im_ possible-object
12.07.2018-29.07.2018
Центр творческих индустрий «Фабрика» представляет выставку (im) possible-object, вошедшую в Параллельную программу 6. Московской международной биеннале молодого искусства. Проект представляет собой серию мероприятий художников, поставивших перед собой цель – создать у зрителя ощущение присутствия некоего неизвестного объекта будущего.
Попадая в выставочный зал, зритель ощущает воздействие лазерных лучей, пронизывающих пространство, которые одновременно разделяют и разграничивают его, провоцируют на взаимодействие.
Проект представляет цепочку событий (с 12 по 29 июля), созданных приглашенными художниками, каждый из которых работает с темпоральным свойством медиума: перформанс / видео / инсталляция / звук / воркшоп.
Каждый художник или художественная коллаборация решают задачу – создать у зрителя ощущение присутствия некоего неизвестного объекта будущего, как ожидаемого события.
Участники: Ксения Башмакова, Катя Волкова + Даша Юрийчук + Наташа Жукова, Константин Гребнев, Евгения Евстигнеева, Никита Иванов, Анна Кобзева, Алексей Коханов, Анна Леонова, Елена Михайлова, Мария Молокова, Сергей Морозов, Саша Портянникова и Дарья Плохова (танцевальный кооператив Айседорино горе) совместно с Аней Антиповой и Аней Кравченко, Александра Пучкова, Анастасия Сафонова, Алиса Смородина, Эллина Халяпина, Кирилл Широков, Александр Якуничев, Антанас Яциневичус, Anton Sarokin, RG.
Куратор: Александра Пучкова
Перформативная инсталляция “Дача”
12.07.2018-15.07.2018
Перформативная инсталляция “Дача” - результат коллективного художественного исследования на заваленной предметами быта и интерьера подмосковной даче.
Работа с частной и коллективной памятью представлена в форме лабиринта, который активируется во время показа в ЦТИ "Фабрика" (зал "Артхаус").
Тела перформеров взаимодействуют с пространством, выявляя то, как объекты способны его заполнить и вытеснить собой.
Автор проекта: Анна Семенова-Ганц
Участники: Полина Бульба, Елена Дроздова, Марина Рагозина, Анна Симакина, Анна Третьякова, Евгения Фомина,
Куратор: Наталья Тимофеева
Расписание работы проекта:
12 и 13 июля - work-in-progress, создание пространства, процесс художественного исследования
14 и 15 июля, 19:00 - 21:00 - показы перформанса, активация пространства.
Устаревающий прогресс
14.07.2018-26.08.2018
Открытые коллекции Политехнического музея
Летом 2018 года Открытые коллекции Политеха демонстрируют выставку «Устаревающий прогресс», реализованную как часть совместного образовательного проекта «Интродукция» Исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, Государственной Третьяковской галереи и Политехнического музея в рамках 6. Московской международной биеннале молодого искусства.
Выставочный проект «Устаревающий прогресс» возник как результат работы университетского спецкурса, посвященного актуальным кураторским практикам в области современного искусства. Он реализуется в рамках биеннале молодого искусства и предполагает «внедрение» в сложившийся контекст «открытого хранения» работ молодых (до 35 лет) российских художников, приглашенных начинающими кураторами – студентами и аспирантами отделения истории искусства Исторического факультета МГУ. Художники-участники проекта создают оригинальные произведения специально, ориентируясь на специфику места экспонирования. Подобно тому, как в биологии в ходе «интродукции» происходит внедрение нового вида растений или животных в местные природные комплексы, произведения современного искусства «акклиматизируются» и «натурализируются» в непривычном для них окружении.
Противоречие, заключенное в названии выставки, подчеркивает двойственность прогресса. С одной стороны, прогресс всегда движется вперед, с другой — он непрерывно сдвигает «настоящее» в область прошлого. Каждое достижение нивелирует предыдущее.
Открытые коллекции Политеха — картография следов технологического прогресса. Бесчисленное количество устаревших, но когда-то передовых образцов развития техники и технологий навели молодых кураторов и художников на мысль об исследовании природы прогресса и связанных с ним проблем.
Современный мир одержим постоянным обновлением и усовершенствованием, скорость появления новых технологий может быть сравнима со скоростью света. Молниеносная смена свидетельствует о хрупкости новшеств и их недолговечности. Художница Анастасия Сухарева-Морозова воссоздает камеруобскуру при помощи керамики, материала невероятной хрупкости. Иван Егельский, размышляя об артефактах древности и современности, печатает Библию в двоичном коде. Инсталляция Евгении Вороновой запечатлевает молниеносность прогресса и тот момент, когда из этого потока выпадают предметы, уже отжившие свой век.
Некоторые технологии надолго становятся «участниками» современности, жизнь других — достаточно скоротечна. Однако выйдя однажды из употребления, они навсегда перестают быть частью современности и только сосуществуют с ней. Принтер Егора Крафта подобно размышлениям философа Декарта непрерывно строка за строкой заявляет о своем существовании: Я печатаю, следовательно, существую. Телефонный аппарат в инсталляции Валерии Мордашовой постепенно теряет свои изначальные функций: голосовая передача информации уступает текстовой.
В пространстве Открытых коллекций благодаря Ирине и Станиславу Шминке оживает и ткацкий станок — однако вместо нитей, он создает полотна из лазерных струн. Анастасия Крохалева и Денис Перевалов оплетают зрителя оптоволоконным коконом, чтобы поместить его в пространство, где пульсируют невидимые в обычной жизни волны электромагнитного излучения.