“( )”. Выставка в коммунальной галерее "Егорка"

С 1 по 22 ноября в галерее “Егорка” проходила выставка “( )”, курируемая Натальей Тихоновой, Натальей Трембовецкой, Анной Терешкиной и Анастасией Макаренко. 

Центральная тема выставки — переприсвоение художницами своего (в данном случае не мужского) тела. Выставка предлагает зрителю доброе и приветливое феминистское высказывание, в котором центральное место занимает не борьба и вызов, а поддержка, забота и внимательность к уязвимости другого. 

Текст: Екатерина Юшкевич

Фото: галерея «Егорка»

Коммунальная галерея “Егорка” находится в квартире, где живут художницы Анна Терешкина и Анастасия Макаренко. Галерея существует почти 4 года, выставка “( )”, примерно, двадцатая по счету. 

В квартире три комнаты, соединенные длинным узким коридором, упирающимся в кухню, откуда зрители/гости, пришедшие на выставку, сразу чувствуют запах еды.

Проживание в коммунальной квартире предполагает смешивание индивидуального и коллективного. Само собой, посещение выставки в “Егорке” отличается от традиционного посещения галереи, как необходимостью при входе разуваться до носков, так и неловкостью от присутствия в чужом интимном пространстве, неизбежностью бесед или хотя бы переглядываний с другими посетителями и жильцами.  Спрятаться или раствориться некуда - здесь все находятся рядом. Зритель не может незаметно скользить по пространствам, его, напротив, пригласили/пустили, чтобы он вглядывался и присутствовал. 

Кроме того, будучи только на половину публичным пространством, свободные от обязательств перед спонсорами и меценатами - кураторы и художники в “Егорке” не ограничены цензурой или стремлением к высоким показателям посещаемости, поэтому многие вещи, которые можно увидеть тут, попросту нельзя представить в коммерческой галерее или госучреждении. Таким образом, само выбранное место уже очень многое дает в свободном разговоре о телесности. 

Кроме того очень тонко и удачно выбрано название - “( )”, как объясняет в аудио-гиде Наталья Тихонова - это снаружи и внутри, за рамками, вне скобок - нет какого-то фиксированного прочтения, но есть множественные интерпретации этого знака. А мы знаем - одна из популярных феминистских идей заключается в сопротивлении угнетению, которое предзадано в языке. Здесь же нам предлагают оказаться во внеязыковом пространстве, где выбор за нами - как трактовать знаки. 

Кураторский текст тоже не является авторитарным, а представлен в виде набора слов-ассоциации, связанных c телесностью, которые зритель сам для себя собирает, интерпретирует,  расставляет по важности.    

Наконец, коллективное кураторство тоже работает на идею распределения ответственности и значимости - мы видим не чью-то отдельную однозначную позицию, а скорее результат (процесс?) диалога между организаторами.  

В “Малом зале” или “Комнате Насти Макаренко” тело рассматривается художницами как “мешок из органов”, предмет; самобъективация, которую переживаешь, оказавшись под лезвием хирурга (об этом работа Анастасии Жихарцевой) или когда видишь внутренности отдельно от тела (текстильные скульптуры Марии Александровой). Здесь же видео Творческого объединения “Наденька”: “Глава 17356, В Которой Наденька Заглядывает Внутрь” и “Божественная матрица”, в которых художницы ведут диалоги со своими внутренними органами и озвучивают диктуемые ими желания, противоречия и вопросы.  

Далее, если следовать придуманному авторами маршруту, зритель оказывается на кухне, где расположены проекты Галины Яптик - “Шрамы” и “I love myself”.  Это проекты о поиске любви к собственному телу, изучение своей сексуальности. В “I love myself” Галина обсессивно выполняет косметические процедуры, например, методично рисует на лице помадой мимо контура губ красную бесформенную массу. В авторской книге, на подоконнике в этой же комнате (кажется, это не “Шрамы” но и не “I love myself”) - представлены коллажи, из обнаженных фотографий художницы - к которым цветными карандашами она дорисовывала разные детали животных и орнаменты, тем самым превращая себя из человека в неведомого сказочного персонажа. Я и раньше видела эту работу и тогда книга показалась странной и неловкой. Тем не менее здесь, когда смотришь ее сидя у теплой батареи, желтый цвет обложки приятно рифмуется с цветочным горшком - никаких вопросов, дискомфорта или отторжения она уже не вызывает. Наоборот, похожа на альбом детских рисунков, который внимательно рассматриваешь, чтобы познакомиться с их автором получше. 

Через коридор мы переходим в третий зал - в этих двух пространствах (коридор и комната) собраны работы, в которых художницы обращаются к теме объективации женского тела в истории искусства, осмысляя и демонстрируя свой опыт позирования в академии ( “Постакадемическая травма”). Здесь же представлены графические работы Алены Терешко, где художница выступает натурщицей сама для себя - в итоге получаются изображения с очень не типичной перспективой и искажением пропорций, как результат эксперимента по самобъективации художницы. Этот аспект, затронутый Терешко и Постакадемической травмой, очень удачно замыкает выставку и подводит зрители от социальных вопросов к вопросам современного искусства. 

Уже перед выходом на улицу зритель может увидеть над дверным проемом последнюю работу - документацию перформанса Марины Шамовой “Лаборатории в пространстве пешеходного перехода” в котором тематизируется тело в городском пространстве - организованном согласно порядку и законам одинаковым для всех - на видео девушки незначительно нарушают естественный ход движения в толпе - затормаживают или двигаются немного странно, создавая проблему и обнаруживая предзаданные местом скорости и направления. Посмотрев напоследок эту работу, зритель отправляется из комфортной и теплой “Егорки” на улицу наблюдать за своим телом и ставить самостоятельные эксперименты над ним. 

Отдельного внимания заслуживает аудио-гид по выставке с записанными комментариями участниц. В наушниках перемещения по комнатам зрителя сопровождают участницы - с запинками и смеясь над своими формулировками, они рассказывают как про работы, так и просто озвучивают свои мысли и переживания по смежным темам, читают стихи, у Галины Яптик в аудио даже есть рефлексия на тему самих по себе этих записей. Галина размышляет о том, что происходит, когда ее текст читает кто-то другой, как отчуждается история, Галина сбивается, ругается, начинает читать текст снова. Разные женские голоса и типы материала вместе собираются в настоящий аудио-спектакль, неумелый, но и претендующий не на мастерство, а скорее на выстраивание человеческого контакта, и, снова, возвращение именам художниц на этикетках (абстрактным знакам) их тел - через голос.  

По отдельности работы, представленные в “Егорке”, трудно воспринимать и оценивать - каждой из них так грамотно и чутко было найдено подходящее место, что даже вещи, которые не убедительными могли бы оказаться в другом контексте - тут выглядят естественно, органичной частью общего тела выставки. Вспоминается латинское значение корня слова “куратор”, cura - забота. “( )” похожа на вдумчивый, тихий разговор, где нет места настойчивости и авторитарным заявлениям, как если бы выставка сложилась сама собой, без подчинения чьей-то воле. 

Остается один вопрос - меняют ли такие скромные высказывания умы людей и хоть что-то в мире вокруг? Только такие и меняют.

Говоря об уязвимости и слабости очень важно постоянно удерживать, сохранять свои собственные уязвимость и слабость, которые с одной стороны дают право высказываться об этом, c другой не выстраивают из куратора, художника, зрителя пары учитель-ученик, а помещают всех рядом друг с другом для простого откровенного разговора.