Выставки 27 июня-3 июля

27.06.2016-4.09.2016

Все взгляды на меня

28.06.2016-28.07.2016

Pechersky Gallery

Желание фиксации своего образа было присуще человеку на протяжении всей  истории. От наскальных изображений, палеонтологических Венер до египетского погребального культа, от Ренессанса и до наших дней, лицезрение собственного  изображения успокаивает, дает уверенность в себе. Его сохранение  дает право на пребывание в истории, хотя и не является противоядием забвению.

В 2013 году неологизм «селфи» стал словом года по версии Словаря Оксфорда, а  количество фотографий с хештегами  «selfie», «me», «я» перевалило давно за сотни миллионов.  Интересным в этом контексте представляется функция хештега. По сути хештег является проявлением само-объективизации. Через номинализацию своего изображения, респондент превращает его в товар, тем самым упрощая его до типичных характеристик, облегчающих его поиск в социальной сети. Парадоксальным образом именно в селфизации  соединяются два противоположных стремления — типизация/поиск и дальнейшее акцентирование собственной  неповторимости . 

Замкнутые системы или ничего общего с тихоходкой

28.06.2016-21.07.2016

Галерея 11.12

Тихоходка – маленькое беспозвоночное существо, известное невероятной живучестью. Например, она выживает в открытом космосе, способна выдерживать давление в шесть тысяч атмосфер и размножаться без оплодотворения . Но интересно не это, а то, что при изучении генома Tardigrada , в нем были найдены ДНК бактерий, грибов, растений и много чего еще. Исследования установили, что в неблагоприятный период «маленький водяной медведь» полностью засыхает, оставляя в своем организме лишь 1% воды, что приводит к разрушению ДНК. Когда опасность минует, тихоходка впитывает воду, а вместе с ней и элементы других ДНК, которые потом сшивают и восстанавливают поврежденный код биологической памяти беспозвоночного. При таких случайных мутациях часть животных умирает, но выжившие приобретают новые свойства, легко передающиеся будущим поколениям. Таким образом тихоходка эволюционирует в 10 раз быстрее и эффективнее используют обмен и встраивание других форм жизни. 

Тихоходку в данном случае можно рассматривать как замкнутую систему, взаимодействующую с внешним миром только в экстремальных условиях.

Человек развивается, «питаясь» новыми данными. Периоды подъёма и расцвета Homo Sapiens отмечены свободным доступом к знаниям и новым сведениям,  в то время как стагнация характеризуется недостатком новостей и сбоем в передаче данных. В остальные периоды влияние на закрытую систему практически невозможны… Рассматривая человека как сосуд воспринимающий не новые гены, а новую информацию -«высушиваясь» в  неблагоприятные периоды жизни и наполняюсь в периоды «оттепели» - проект исследует параллели между природными и социальными явлениями. «Замкнутые системы или ничего общего с тихоходкой» изучает тему замкнутых систем и возможности их преобразования на примере биологических объектов, рассматривая как насильственные способы проникновения в систему, так и естественные и случайные.

Свежая кровь

29.06.2016-31.07.2016

Центр современного искусства «Винзавод», Большое Винохранилище

Чем молодой художник принципиально отличается от немолодого? Считается, что он должен быть энергичней, активнее, смелее и трудоспособнее, чем старшие коллеги. Но это не правда. Смелость не связана с возрастом, трудоспособность у некоторых с годами лишь повышается, а энергичности зачастую нет на протяжении всей жизни. Существование Московской международной биеннале молодого искусства (единственной в мире, между прочим) подтверждает наличие у нас культа молодости, но чего же хотят получить те, кто поддерживает и тем самым исповедует этот культ?

Дым-машины, неоновый свет и подполье Большого винохранилища — впервые русский рейв оказался в поле интересов кураторов и художников, а не журналистов хипстерских изданий.

Если старость – это болезнь, то молодость гипотетически – тоже болезнь. Последние страхи и смутные надежды советского прошлого остались в головах предыдущего поколения — нынешние 20-30-летние напрочь лишены сентиментальности и осторожности своих родителей. Их новая реальность — эстетика сообщества Tumblr, язык хэштегов, пабликов, эмоджи и телеграма. У них появились свои представления о крутизне, свои представления о моде, свои представления о красоте.

Только неофициальный язык

29.06.2016-31.07.2016

Центр современного искусства «Винзавод», Цех Белого

«Только неофициальный язык» — это работы и досье более 20-ти молодых художников, живущих в Москве и имеющих разный профессиональный опыт, работающих с различными медиа и проблематикой. Выставка станет попыткой сформировать образ поколения в самых широких его границах в связи с индивидуальным опытом взаимодействия с городской средой.

Проект решает эту задачу, используя наработки социальных исследований, которые составят первую часть экспозиции. Каждому участнику выставки будет предложено обозначить на карте города свои маршруты, представление о центре, а также эмоциональное отношение к различным районам. Анализ восприятия города основан на методе ментального картографирования, который позволит увидеть городское пространство глазами художника.

 

Американская мечта

1.07.2016-31.07.2016

ЦТИ "Фабрика"

«Американская мечта» интерпретация ток-шоу, посвященных девушкам-подросткам, проблемам возрастных изменений и самоощущений.

Авторы рассматривают образ мечты, не скованной ни сословными иерархиями, ни религиозными предубеждениями, ни другими цензурами, образ Америки, как идеи свободы и реализации любой фантазии, будь то заурядное желание стать моложе и не стареть или стать супермоделью, или разобраться в своих отношениях с матерью. Все эти устремления сводятся к идиллической идее свободы и счастья.

Поиск идеального недостижимого в личном пространстве художника - это, в широком смысле, поиск идеальной красоты, идеальных отношений, утопического вечного и прекрасного мира. В работе каждого из участников проекта показана фиксация на личном восприятии одного из этих аспектов. Одновременное стремление к лучшему, констатация действительности и смущение перед собственным несовершенством соединились в работах о поиске женственности, утрате молодости и конфликтах с родителями.

Этот проект - о мечте и личных неудачах выросших из детства, но еще не научившихся подводить итоги людей, таких же людей, как и все люди на земле.

 

Бар Радость

1.07.2016-31.07.2016

ЦТИ "Фабрика"

Учебный проект 2 курса магистратуры «Кураторство художественных проектов» — это коллективное взаимодействие 11 студентов в поиске общих тем и их раскрытия. Такими темами стали насилие и реабилитация, исключенные и исключающие. Кураторы выделили несколько векторов возможной реабилитации. Имеются в виду как социальные группы, так и индивиды. 

Векторы реабилитации: 

- доступ к медиа для исключенных и маргинальных социальных групп (под медиа понимается и сама выставка);

- реабилитация травмированного тела через его эстетизацию;

- выплеск агрессии как форма доступа к подавленным эмоциям; 

- освобождение от медиа-давления через создание интимных пространств;

- эскапизм.

Кураторы: Сергей Бабкин, Ксения Волокитина, Елена Дицкова, Людмила Кирсанова, Анна Козловская, Юлия Кузькина, Софья Муртазина, Евгения Рогожина, Елена Сергеева, Матвей Тайц.

Художники: Анна Андреева, Павел Аксенов, Вера Баркалова, Юля Голдман, Александр Голынский,  Ирина Денисюк Анна Кузнецова, Анастасия Линева, Евгения Ножкина, Наталья Петрова, Татьяна Потюкаева, Вера Роговая, Анна Ротаенко, Хаим Сокол, Ян Тамкович, Наташа Тарр, Наталья Тимофеева, Анна Третьякова, Татьяна Шулина, Янина Черных, Di Seaman.

Говорит Ижевск

1.07.2016-31.07.2016

ЦТИ "Фабрика"

«Говорит Ижевск» – это выставка молодых художников, выбранных по итогам открытого конкурса. Кураторы получили более 70 заявок, из них было отобрано 45 проектов, которые представлены в экспозиции на площадках Ижевска. В Москве будут показаны 25 из них. Среди них – живопись, графика, фотография, видео-арт, перформанс, скульптура, аудио-инсталляция, театральная постановка. Выставка нацелена на то, чтобы выявить уникальность и характерные культурные особенности города и республики. Здесь будут показаны работы ижевчан, представляющих как художественные школы родного города, так и зарубежные. Помимо этого, именно третья часть проекта в пространстве АртХаус ЦТИ «Фабрика» даст возможность представить художественный потенциал ижевской молодежи московской и международной публике.

Психо

1.07.2016-31.07.2016

ЦТИ "Фабрика"

Проект «Психо» представляет собой архив, в котором зритель сможет познакомиться с репрезентациями личных дневников молодых художников, их современников. Каждый из авторов нашел наиболее подходящую форму для записей, изначально созданных для собственного «внутреннего потребления». Формат архива – подобие специального отдела, доступ к которому ограничен (наподобие спецхранов, в которых находились издания, ознакомление с которыми широкой публики считалось нежелательным по идеологическим соображениям). Каждый объект каталогизирован. 

Рукописные дневники-«реди-мейды» соседствуют здесь с дневниками эры технологий (видео- и интернет-дневники) и художественными дневниками. Обращение к этой форме в эпоху, когда ведение любой социальной сети кажется дневником, позволяет разграничить тексты субъективные от публичных, глубинные и обычно скрываемые – от поверхностных и утилитарных. Ведение дневника – это процесс для себя, о себе или через себя, он всегда не завершен, всегда черновой, к дневнику можно вернуться в любой момент, чтобы переписать, дополнить или уничтожить. Сделанные для «внутреннего употребления» записи, объекты или просто сохраненные вещдоки соответствуют реальным фактам, причем очень часто – фактам не внешним, а фактам внутренней жизни (от снов до осознаваемых переживаний, от фиксации фантазий до активного воображения). Часто грань между дневниковым и художественным размывается, и именно этот переход демонстрируется в «Психо». 

Точка отсчета

1.07.2016-31.07.2016

ЦТИ "Фабрика"

Точка отсчета - мыслительный художественный эксперимент по конструированию новой реальности в конкретном пространстве-времени, который возник в связи с происшедшим «вдруг» и «неожиданно» событием х, где х - неизвестно. Именно его ищут художники, пытаясь раскрыть тайну случившегося в бывшем офисном помещении ЦТИ Фабрики. Семь художников - это семь разных исходов, где каждый вариант - уникальная интерпретация происшедшего. Событие приоткрывает себя лишь по косвенным уликам, оставшимся в каждой комнате. Что же случилось? - центральный вопрос для решения уравнения с одной неизвестной, имеющее семь возможных решений.

Каждый из художников выстраивает собственную систему координат, в которой по-своему исчисляет прошедшее, настоящее и грядущее. Точкой отсчета становится возможный горизонт события, зафиксированный художественным жестом, а мерой измерения - воображение. В центре художественной интенции вопросы о причине, детерминизме и свободе воли. Какая из семи возможных интерпретаций случившегося достоверна? Можем ли мы действительно докопаться до сути явления? Или все наши попытки оказываются одной большой выдуманной историей?

Кураторы: Елена Конюшихина, Мария Заикина, Галия Садарова

Художники: Мария Заикина, Екатерина Исаева, Павел Отдельнов, Маша Полуэктова, Галия Садарова, Екатерина Трубина, Илья Федотов-Фёдоров.

Émigré

1.07.2016-15.07.2016

ЦТИ "Фабрика"

Сюжет невозможен, потому что невозможно снять все. Даже если в этом фильме есть сюжет, автор не хочет его видеть. Используя реальность, Émigré Film создает свой собственный вымысел. Реальность – то, отсутствие чего ощущается больнее всего. Фильм-эмигрант остро переживает разрыв связей с привычной реальностью, параллельно он создает новую и погружается в нее. Фильм находится в поиске пограничного жанра, он прессингует границы видеоарта и экспериментального кино, охотно путает понятия съемки документальной и съемки постановочной. Одновременно Émigré исследует возможность существования видео как формы литературы. Отталкиваясь от эмигрантской дневниковой традиции, фильм создает визуальный дневник, прозрачный настолько, что сквозь него просвечивает движение воспоминаний. Так создается определенный синопсис, краткое содержание не фильма, но отрезка жизни. И если в этом фильме есть документальность, то она носит парадоксальный оттенок. Если здесь есть постановочные сцены, то они прислушиваются к реальности. Персонажи фильма рассказывают перед камерой о травмах, нанесенных им реальностью. Émigré – фильм, у которого не могло быть сценария, который не мог быть снят, но мог быть найден автором и персонажами. У такого фильма не может быть режиссера или актеров, лишь соучастники или жертвы. Драматургия не только содержания, но и самого изображения: статичность фотографии, цикличность глитча, созерцательность видео и кинематографический императив сопереживания. В фильме просматривается фигура политического умолчания. И одновременно – помимо воли фильма – в него просачивается прямое высказывание героев. В политическом поле фильм говорит о тех событиях, о которых уже невозможно умолчать, но еще невозможно высказаться. И чем больше Émigré оказывает сопротивление нарративу, тем больше погружается в него.

 

Превидение

28.06.2016-31.07.2016

Электротеатр "Станиславский"

Большие художники обладают даром предвидения. 

Мы должны это знать, не забывать и прислушиваться к Вестникам.

Художник Петр Беленок родился в 1938 году в деревне под Чернобылем. В 70-е годы прошлого века написал серию картин, изображающих страшную катастрофу. Свою художественную систему он определил как «панический реализм».

Всемирно известный режиссер Андрей Тарковский родился в 1932 году в семье выдающегося русского поэта Арсения Тарковского. В 1979 году снял фильм «Сталкер», в котором показал мир после катастрофы.

Авария на Чернобыльской атомной электростанции произошла весной 1986 года.

Видимое/Невидимое

27.06.2016-31.07.2016 (по предварительному звонку)

Открытая галерея

Этой зимой Иван Лунгин провел три месяца в Риме в качестве пенсионера фонда Бродского, то есть, прожил их не как турист или гость, а как стажирующий художник, имея все основания примерить на себя роль «русского художника в Италии»,  отправляемого, как это делали сто с лишним лет назад, шлифовать свое мастерство к истокам классической культуры.

Этот опыт встречи с истоками в случае с Лунгиным  оказался весьма интересным. Лунгин – один из немногих современных художников, кто до конца не порвал с классической школой и одновременно отдает себе полный отчет в исчерпанности этой традиции. Он понимает, что, образно говоря, его Рим разрушен и среди его развалин трудно найти что-то живое и целое, но бросить это гиблое место, как поступили другие, он почему-то не в силах – это не в его характере: Лунгина, как мы знаем, всегда тянет работать в зоне катастрофы, в полосе отчуждения, где каждый предмет несет приметы своей оставленности, и для него вполне органично проводить археологические изыскания на руинах классического языка.

Когда воздух становится дыханием

28.06.2016-4.09.2016

Галерея Osnova

В проекте «Когда воздух становится дыханием», искусство описывается как средство связи между миром и человеком, а свойства фундаментальных элементов Земли переосмысливаются посредством современных технологий. Инсталляции и скульптуры Трушиной стали результатом ее экспериментов с использованием “гибридного” метода познания мира, происходящего из естественных наук, философии и духовной практики самой художницы. Смешивая алюминий и фотографические изображения, камень и сталь, Трушина создает искусственные, но от этого не менее гармоничные и по-своему живые микро-системы. Ни один из ее материалов не паразитирует на других, тогда как самой художнице отводится роль поддержания симбиоза и баланса во взаимодействии множества элементов в системе. Ее ответственность материализуется в заботе о том, чтобы наше общение с миром не-человеческим, не-органическим — но невероятно живым — не прерывалось ни на миг.

Про ШР. 10 лет Школе Родченко

28.06.2016-11.09.2016

Мультмедиа арт музей

Школа Родченко была создана в 2006 году по личной инициативе директора музея «Московский Дом фотографии» Ольги Свибловой и в 2016 году празднует свой юбилей. На протяжении 10 лет школа растит современных художников, профессионалов в области фотографии и мультимедиа. Появление в российской художественной и медиа-среде таких художников, как Полина Канис, Альберт Солдатов, Ольга Матвеева, Дмитрий Лукьянов, Кирилл Савченков, Даниил Зинченко, Елена Артеменко и многих других – заслуга и гордость Школы Родченко. Среди мастеров и кураторов школы Сергей Братков, Игорь Мухин, Кирилл Преображенский, Антонио Джеуза, Екатерина Деготь, и другие.

Extension.ir. Тегеран. Столица заглавными буквами

29.06.2016

Галерея "Триумф"

Выставка «Extension.ir» представит художников из Ирана одного поколения, как принято отмечать в местной критике «рожденных в 1980-е», то есть после революции 1979 года. В выставке принимает участие одиннадцать художников, большая часть которых живет в Тегеране.

Работы, вошедшие в «Extension.ir», связаны с жизнью города, осмыслением роли памятников, экологических условий, изменений исторического облика Тегерана на протяжении последних десятилетий.

Глубоко внутри

01.07.2016 — 10.08.2016

Трехгорная мануфактура

Ежедневно миллионы людей получают опыт выхода из телесности, создавая аватары в социальных медиа или участвуя в сетевых играх. Тем временем Google Earth и воздушные перелеты делают привычным для нас «взгляд Бога» — снимки со спутников на орбитах, за пределами гравитации. На фоне проблем изменения климата, превратностей мировой экономики, социальной нестабильности и нравственных последствий информационной революции поэтика побега становится все более привлекательной. Мечта о совершенном «ином» мире порождает фантазии об эмиграции на нетронутые пляжи и даже экзотические планы колонизации Марса.

Гиперсвязи

1.07.2016-14.08.2016

ММОМА (Ермолаевский переулок, 17)

В эпоху высокой скорости наши сознание и тело вынуждены постоянно меняться и адаптироваться не только к окружающему миру, но и к виртуальной реальности, в которой мы серфим с утра и до поздней ночи.

"Мы открываем новые окна, закрываем папки, загружаем страницы браузеров, пересекая давно ставшую неощутимой границу между реальным и виртуальным, границу, которая, тем не менее, каждую минуту переопределяет нашу идентичность, — говорит Жуан Лаия. — Наша природная среда обитания давно тождественна нашей культурной среде. Мы осознаем нашу гибридную конституцию, равно как и то, что живем в беспрерывно меняющейся среде, где все организмы не только взаимозависимы, но и формируют новое экофилософское мышление. Оно вовсе не знаменует собой возврат к примитивному пониманию мира — речь идет о позитивном осознании нашей человечности в многообразном и постоянно меняющемся природном контексте… Из некогда фундаментальных, а сегодня все чаще опровергаемых концепций мироздания рождаются новые возможности выразить современные надежды и страхи."

Время обоснованных сомнений

30.06.2016-14.08.2016

ГЦСИ

Неопределенная и расплывчатая система протоколов, правящая сиюминутностью современной реальности, становится объектом анализа для теоретиков искусства и художников, использующих сомнение как основной герменевтический прием. Работы, входящие в проект, проливают свет на пути формирования сознания и представлений об истине, прежде всего, через образы: мысленные, мнемонические и визуальные. Концепция сомнения как плодотворного критического метода применяется в исследовании разнообразных вариаций культурной реальности: авторы ставят под вопрос отношения неоколониализма, видят противоречивость апроприированных образов и выражают скептицизм в отношении существующих стратегий репрезентации. Здесь невольно возникает вопрос: какой потенциал самовыражения заложен в сомнении? Служит ли оно лишь отправной точкой изысканий или же способно стать инструментом сопротивления сложившемуся положению вещей? Какого рода амбивалентные связи возникают между документальными и воображаемыми, реалистичными и утопическими проектами? Между исторической памятью и забвением, «кочующим» индивидуальным сознанием и национальной идентичностью? Работы участников проекта предлагают зрителю по-новому взглянуть на творческую лабораторию художника в условиях тотальной неопределенности, в контексте тревог и опасений как за будущее, так и за прошлое. Подобные настроения, ставшие нормой в современном мире, оказывают колоссальное влияние на мировоззрение и отдельных людей, и общества в целом и превращаются в способ структурирования и отображения мира. Проект «Время обоснованных сомнений» — это также эксперимент с внутренне присущей документалистике способностью критически оценивать то, каким образом художник позволяет себе интерпретировать предмет своего творчества.