Эйя-Лииза Ахтила рассматривает в своем творчестве такие сильные человеческие проявления, как любовь, сексуальность, зависть, гнев, уязвимость и примирение. Она описывает свои работы как "человеческие драмы". Вымышленные истории возникают в результате длительных исследований, наблюдений и опыта. Зрителю предлагается заглянуть внутрь сознания людей, пойманных в моменты психологической неустойчивости. Есть три элемента, которые Ахтила считает основными в своей работе: способ создания образов, способ развития истории, способ демонстрации работы в физическом пространстве. Её интересует то, как кино и видео поглощаются в нашем повседневном мире, многие из её работ используют методы современных средств массовой информации. Для Ахтилы характерны живописная трактовка цвета в фильмах, продуманный подход к демонстрации работ. Некоторые фильмы показываются на нескольких экранах, другие являются частью сложных инсталляций.
В трехканальной видеоинсталляции финской художницы Эйи-Лиисы Ахтилы "If 6 was 9" (1995), переведенной с кинопленки, главные героини — девочки-подростки и их истории об опытах и желаниях, чаще всего сексуальных. В видео они едят, разговаривают, опять едят, рассказывают, рассказывают, рассказывают. Позируют. Поза здесь важный элемент, который художница вводит параллельно словесному повествованию. Весь текст написан художницей на основании ее бесед с реальными женщинами (которые были гораздо старше), но персонажи в фильме, как подчеркнуто в конце, вымышленные. Девочки читают заученный текст. При первом просмотре кажется, что иллюстрируется динамика раскрепощения: от первой истории к последней свобода нравов нарастает. Сначала проговариваются совсем детские амбициозные желания; потом происходит движение в сторону взросления, сопряженного с образованием и сексуальными опытами, к осознанию собственной субъективности, к полной эмансипации и уверенности в себе, которая превосходит мужскую. Верхом взросления становится занятие искусством (последняя из героинь делает коллажи и выставляет их). Ахтила включает в речь и позы девочек исторические и культурные отсылки, по ходу действия эти ассоциации становятся все интенсивнее и показывают героинь искушенными — язык не поворачивается назвать их маленькими. Девочки воспроизводят позы взрослых актрис из кинофильмов (здесь есть, например, цитата из «Основного инстинкта») и почти не двигаются, как максимум — совершают несколько скупых движений. Тон, которым они говорят, предельно ровный и безэмоциональный.
Работа "Consolation Service", отмеченная на Венецианской биеннале в 1999, рассказывает о молодой финской паре, Анни и J-P, которая решила обнародовать решение развестись. Действие происходит ранней весной в Хельсинки, на фоне замерзшего пейзажа накануне оттаивания. Сопровождаемая голосом соседа пары за кадром, видео представляет три драматических момента истории. Начинается фильм с сессии у психотерапевта, дающего паре совет, как прийти к соглашению об окончании отношений. Далее следует празднование парой дня рождения J-P с их друзьями, которое заканчивается тем, что вся группа тонет в замерзшем озере по дороге на праздничный ужин. Подводный монолог предполагает прошлое и смерть. Фильм завершается "consolation service" – окончательным отказом от отношений. Повествование сочетает документальный реализм и кинематографические приемы, разделен между двумя соседними экранами, позволяя разделить на две части точку зрения на одну сцену и в то же время приглашает нас заглянуть за иллюзию вымысла.
Работа "The Present" состоит из пяти человеческих драм ("Underworld", "Ground Control", "The Wind", "The Bridge", "The House"), каждая из которых представляет различный "канал" своеобразного повествования. Отснятый материал основан на детальных интервью, которые Ахтила провела с отдельными женщинами. В ходе бесед участники обсуждали их собственный опыт психологической неустойчивости. В "Underworld", например, женщина прячется под кроватью в страхе. В "The Wind" гнев становится ураганом. Каждая из историй демонстрируется на отдельном мониторе. Процесс эмоционального примирения периодически повторяется, каждая из историй заканчивается одним и тем же коротким текстом: "Сделайте себе подарок, простите себя".
"The Hirozontal" (2011) - видеоработа с елью – огромной, зелёной, с пышными ветками, колышимыми ветром. Хотя и снятая вертикально, ель как будто свалена на землю и «запихнута» в выставочные залы. Ахтила таким образом наглядно демонстрирует, что даже наши технологии настолько антропоцентричны, что невозможно снять и показать ель во всю её природную длину. К тому же в Финляндии, как и вообще в Северных странах, ель – настолько рядовое и обычное дерево, что на неё редко обращают внимание.
Одна из её наиболее свежих работ, "The Annunciation" (2010), авторская версия на библейскую тему, которая была показана на Венецианском кинофестивале.
Источники: Wikipedia (English), Arterritory.com, OpenSpace.ru, stylemag.net
Материал подготовила Ольга Бутеноп