Выставки в рамках V Московской биеннале современного искусства с 23 сентября

Выставки в рамках V Московской биеннале современного искусства | 23.09.2013

Стас Шурипа. Измерения, Измерения

Галерея 21 рада представить персональную выставку Стаса Шурипы «Измерения, Измерения». Это первая персональная выставка художника с 2010 года и именно этим проектом Галерея 21 открывает свое новое пространство недалеко от ЦСИ СОКОЛ.

Этот проект посвящен отношениям взгляда и пространства, силам не слишком заметным, и все же активно действующим в визуальных средах. Повседневный опыт, история искусства, репрезентации научных знаний; отвлекаясь от привычных контекстов, замечаешь что все это фрагменты глобального потока коммуникаций. Элементы системы, которую невозможно увидеть или даже осознать как целое, все они – пограничные территории различных стандартов восприятия. Насыщенный энергией ожидания взгляд перемешивает реальное с воображаемым в осколках сред, в центре которых - всегда ускользающий момент встречи наблюдателя с эффектами его (ее) присутствия в поле видимого.

Мерцание сюжетов в столкновениях далекого и близкого. Карта звездного неба на стене, нагромождения льдов, каменная пустыня, необитаемые миры. На горизонте событий они превращаются в ментальные объекты, и далее – в схемы, в паттерны стирающие индивидуальность вещей. С другой стороны, оцифровкой близкого занимается нейронаука; исследуя отношение живых существ к пространству, она создает образы, говорящие кроме прочего и о возможностях управления присутствием. Техники конструирования охватывают и социальные среды и внутренние миры; так и движение человека в пропитанных дизайном средах продолжает бег мыши по лабиринту во время эксперимента.

Чувство пространства определяют формы нейроных сетей, говорит нейробиология. Когда зрение освобождается от задачи видеть во всех ситуациях подлежащее и сказуемое, становится ясно: мы не чужие миру. Вещи отступают, и на первый план выходят дистанции, растворяющие в себе и наблюдаемое и наблюдателя.

Если в реальности сотканной из коммуникаций все дистанции в первую очередь – психологические, то задача искусства – не столько строить все новые мосты между микрокосмом и макрокосмом, сколько находить места для их отстраненного наблюдения; чтобы в осколках сталкивающихся пространств дать проявиться тому, что составляет их общую основу – неполноте. Это невидимое в обыденном опыте присутствие отсутствия напоминает о себе только в паузах между предметами. И с ним не нужно бороться, ведь это его незаметная работа наполняет мир возможностями.

Стас Шурипа

23 сентября 2013 — 23 октября 2013

Галерея 21. Москва, Балтийская улица, 9

Играя с природой

Играя с Природой объединяет работы молодых перспективных интернациональных художников: из Германии, Великобритании, России, Голландии, Швейцарии, Ирландии, Эстонии и Зимбабве. Источник вдохновения выставки - текст философа Герберта Маркузе (Одномерный Человек, 1964). Согласно Маркузе, технологический прогресс - тоталитарный инструмент, который используется для управления природой и обществом, манипулируя первой и создавая в последнем ложные потребности. Культ роскоши играет роль извращающей и разрушительной силы, побуждающей общество к большей требовательности и невежественности. В качестве решения этой проблемы, Маркузе предлагает “глобальный отказ”, однако одновременно признает эту идею утопичной, возможной только в случае полного разрушения цивилизации.

Выставка представляет собой визуальный мультилог художников, где авторы предлагают свои реакции на идеи философа, описанные в тексте.

Проект состоит из видео- и пространственных инсталляций, некоторая часть которых носит перформативный характер.

Куратор: Екатерина Крупенникова

Участники: Авст и Валтер, Доменико Биллари, Екатерина Чернышева, Элла де Бурка, Валентин Фетисов, Родерик Хитбринк, Хет Вилде Вейтен, Эдмайер Камудзенгерере, Любовь Матюнина, Катя Новичкова, Ольга Зовская, Альберт Солдатов, Маттиас Таранг, Джойс Оверхёл, Люсиенне Феннер, Ким де Вайер.

ЦСИ Сокол. Ленинградский проспект, 80, корп. 21

 

Музей голландского протеста

Во второй половине 20-го века анархисты из группы «Прово”, феминистское движение “Безумная Мина”, амстердамские сквоттеры и медиа-активисты громкими акциями влияли на политику в стране и меняли устоявшиеся в обществе представления. За что боролось и чем стало активистское искусство сегодня? Выставка рассказывает о творческих протестных движениях в Нидерландах в период их расцвета, с 1960-х до 90-х годов, а также включает произведения современных художников, работающих с политическими темами.

Анархистские утопии и политические хэппенинги, женское искусство и феминизм второй волны, городской протест, культура сквоттеров и самодельные медиа представлены в репродукциях материалов того времени – фотографиях, видео, документации перформансов и акций, плакатах, рисунках и манифестах. Видео-коллаж, созданный из архивных документальных съемок того времени, погружает зрителя в контекст событий. Специально к выставке, на русском языке выходит новый номер легендарного анархистского журнала «Прово», издававшегося в Амстердаме с 1965 по 1967 год. Группа медиа-активистов « Работник» построит прямо в выставочном зале квартиру-сквот, где история пиратских медиа 80-х пересекается с реалиями современной Москвы.

Молодые голландские художники - Мелани Бонайо, Констант Дюлларт, Николин ван Харскамп  и дуэт Зоро Фейгл/Винсент Бошма – по-своему переосмысляют активистские идем, используя современный визуальный язык. В рамках выставки участники проведут презентации и воркшопы для всех желающих; на открытии планируется перформанс и концерт.

Проект является частью 2-го международного фестиваля активистского искусства МедиаУдар – открытой платформы, направленной на изучение, артикуляцию, документацию, поддержку и развитие активистского искусства. Подробная информация о всех мероприятиях и участниках фестиваля находится на сайте: Mediaudar.net Выставка проходит в рамках года России - Голландии 2013, при поддержке Фонда Мондриана и Посольства Королевства Нидерландов в Москве.

23.10-06.11

 Место проведения: ARTPLAY , Малый зал,

Расписание работы: с 12:00 до 18:00, без выходных

Куратор: Катя Соколова (Амстердам)

Организаторы: ThankEve productions, центр дизайна ARTPLAY

 

Везде чужие

Название проекта, заимствованное у одной из неоновых работ дуэта Клэр Фонтен, отсылает нас прежде всего к пониманию искусства через его обращение к образу Другого, с точки зрения открытости миру. Принятие Другого предполагает существование альтернативной точки зрения. В пространстве выставки мы сталкиваемся с повествованием, которое рассказывает о востоке и западе, исторических потрясениях и современном восприятии, соответствующем духу нашему времени.

Сотрудничество Еврейского музея и центра толерантности с крупным международным коллекционером в этом контексте приобретает особенный смысл. Выбор коллекционера раскрывает информацию о его личности, истории и предпочтениях. Эдуард Померанц предлагает определенный ракурс взгляда на мир и указывает на необходимость лучше понимать окружающую действительность. Коллекция не может оставить равнодушным – она изумляет целостностью работ высочайшего уровня, демонстрирующих полную свободу от предрассудков, а также небольшим периодом, за который она была образована.

На выставке будут представлены работы таких художников, как Марина Абрамович и Улай, Йозеф Бойс, Вали Экспорт, Джозеф Кошут, Брюс Науман, Майкл Элмгрин и Ингар Драгсет и др.

Марина Абрамович и Улай, Йозеф Бойс, Вали Экспорт, Джозеф Кошут, Брюс Науман, Фрасиз Алюс и другие.

23 сентября 2013 — 4 ноября 2013

Еврейский музей и центр толерантности. Ул. Образцова, 11, строение 1А, Москва

 

PROMEMORIA

Проект PROMEMORIA, развернутый в стенах МГХПА им. С.Г. Строганова, связывает пять различных выставок единой темой – темой памяти.  На первый взгляд она может показаться  отвлеченной, более того – способна вызвать нарекания в эксплуатации правой риторики. Слишком безответственно в последнее время используется слово «память», чтобы лишний раз к нему прибегать. И все же, актуальность одного из наиболее заметных конфликтов в постмодернистской культуре - памяти и забвения - сегодня столь очевидна, что мы сознательно идем на этот риск.

В мнемонических построениях позднего средневековья и Возрождения (в частности, у Лулла и Джордано Бруно) встречается термин ars memoriae. Память здесь обретает статус искусства, причем чрезвычайно утонченного, граничащего с областью сакрального. Посредством особого рода гимнастики памяти вспоминающий добивается восстановления логики соответствий между движением небесных светил и элементами земного мира. Таким образом, память воспринимается как сверхъестественная способность, использование которой отражает высшее положение искусства, гармонически согласующего различные уровни мироздания. Речь идет также и о формировании всеобъемлющей системы, где все известные человеку явления, образы и представления зафиксированы на своих местах. Подчеркнем эту взаимосвязь памяти и места – вос-поминание как восстановление и как противодействие забвению обретают четкую точку локализации (в нашем случае экспозиционный зал). На время проведения проекта выставочные помещения МГХПА станут территорией, манифестирующей неразрывный характер связи между проблематикой времени и проблематикой пространства. Феноменология памяти в данном случае самоконституируется сквозь череду сменяющих друг друга пластических опытов.

Работа памяти в отечественной культуре последних десятилетий нередко стимулируется чувством утраты, тоской.  Воспоминание уподобляется вызову некого, призрака, фантома, свидетельствующего о прошлом именно так, как того хотелось бы художнику-медиуму. Нацеленность на прошлое участников PROMEMORIA, напротив, предопределена потребностью в истине. Восстанавливая фрагменты прошлого, мы убеждаемся в реальности произошедшего и, кроме того, получаем свидетельство собственного существования как познающего субъекта.  Работа памяти здесь направлена, прежде всего, на последовательное раскрытие ее собственного истинностного измерения (Рикер) и не отягощена бременем романтической ностальгии.

Проект «PROMEMORIA» охватывает все экспозиционные площадки МГХПА им. С.Г. Строганова  и представляет многомерное исследование феномена памяти, проводимое, главным образом, художниками старшего и среднего поколений.

Важно отметить, что участвующие в проектах МГХПА художники являются выпускниками, профессорами и лекторами цикла мастер-классов в Строгановской академии.

Егор Кошелев

Кураторы: Кирилл Гаврилин, Наталья Архарова

Организаторы: Московская государственная художественно-промышленная академия им. Строганова

Участники:

Александр Волков

Борис Орлов

Дмитрий Пригов

Иван Колесников / Сергей Денисов

Франциско Инфанте

Нонна Горюнова

Валерий Кошляков

Константин Худяков

25 сентября 2013 — 30 октября 2013

МГХПА им. Строганова. Волоколамское шоссе, д.9