Социалистический реализм /socialist realism

от /лат./ socialis — "общественный" (1934-1956)

Идеологическое направление официального искусства СССР (Советской России) в 1934—1991 гг. Термин принят постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций". Согласно постановлению, отдельные художественные течения, организации, объединения и группы ликвидировались, а деятели искусства, "участвующие в социалистическом строительстве и поддерживающие платформу советской власти", объединялись в единые творческие союзы: советских писателей, архитекторов, музыкантов, художников ("не поддерживающие" оказывались вне закона и без средств к существованию, поскольку только творческие союзы распределяли заказы на художественные произведения).

Неудержимая воля к власти советских авангардистов получила наконец воплощение. "Башня Татлина" явилась прообразом проекта Дворца Советов на месте взорванного храма Христа Спасителя. Сбылась мечта членов объединения "ЛЕФ" и В. В. Маяковского о том, чтобы "к штыку приравняли перо". Появились ясные, унифицированные образы "героя" и "врага". Кончились непонятные зрителю кубизм и футуризм, появились простые, "похожие на жизнь" изобразительные формы, которые и приняли за реалистические. Они изображали сегодняшний день: быт красноармейцев, рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда. Идеологический расчет был прост: простота и доступность искусства создавали ощущение, что светлая и прекрасная жизнь рядом, что она существует в действительности. Метод соцреализма снимал противоречия материального и духовного, действительного и идеального. Манипулируя сознанием людей, идеологи "социалистического реализма" сумели сделать так, что простое, обыденное, понятное стало казаться художественным.

Художники: Исаак Бродский (Isaak Izrailevich Brodsky), Александр Дейнека (Aleksandr Aleksandrovich Deyneka), Александр Герасимов (Alexander Mikhaylovich Gerasimov), Юрий Пименов (Yuri Ivanovich Pimenov), Климент Редько (Clement Nikolaevich Redko), Давид Штеренберг (David Petrovich Shterenberg), Митрофан Греков (Mitrofan Borisovich Grekov), Федор Шурпин (Fedor Savvich Shurpin), и др.

Тексты: В.И. Ленин "Литература и пропаганда", 1905; О.Бескин "Формализм в живописи", 1932.

См.также статьи: Конструктивизм и производственное искусство, Возвращение к порядку.

Описание некоторых произведений:

Александр Дейнека "На строительстве новых цехов", 1926. Холст, масло. Москва, Государственная Третьяковская галерея. Промышлення конструкция нового цеха свидетельствует, что сельское хозяйство также включилось в процесс производственных изменений в сответствии с планами пятилеток. Акцентированнаяпластическая моделировка тел двух работниц, подчеркивает мощь. Дейнека считается одним из наиболее показательных художников социалистического реализма. Но при этом, художник уклонялся от слкепого исполнения государственных предписаний, избегал ползучего натурализма и создал стиль, который можно назвать советским модернизмом.

Александр Дейнека "На строительстве новых цехов", 1926