22 февраля в музее «Новый Иерусалим» откроется выставка «Повелитель снов» художника Зорикто Доржиева / ZORIKTO

Это самая масштабная выставка в творческой биографии автора. Зрители увидят живопись и графику, охватывающие период почти в два десятилетия, — в общей сложности 75 произведений.  

Впервые за 10 лет выставка Зорикто Доржиева пройдет в Центральном регионе России, и впервые — в Подмосковье. Художник обращается к публике с широкой ретроспективой, которую можно назвать путешествием по его мирам. Музей «Новый Иерусалим» представляет проект «Повелитель снов» в партнерстве с галереей современного искусства Khankhalaev Gallery.

Зорикто Доржиев: «Выставка-ретроспектива охватит разные периоды моей жизни и объединит работы от самых ранних до написанных недавно. Я постарался как можно шире обозначить все свои увлечения, стили, направления. Мы никогда раньше не собирали столько картин на одной площадке».

Экспозиция разместится в выставочных залах на втором этаже музея. «Отдельно отмечу концептуально и стилистически выстроенное пространство: могу сказать, что такой архитектурный подход к представлению моих работ зрители еще не видели», — подчеркивает художник.

Гости выставки окажутся внутри тотальной инсталляции о космосе и вселенной, которую представляет собой человек. А его тело — клетка для миллиона живых процессов, мыслей, воображения.

Выставка в «Новом Иерусалиме» предлагает зрителям ненадолго стать кочевниками и отправиться в путешествие по мирам Зорикто Доржиева, погрузиться в его основные темы и оказаться в точке, где выкристаллизовался неповторимый авторский стиль мастера «Ваджра-панк».

Анна Антипенко, директор музея «Новый Иерусалим»: «Выставка «Повелитель снов» Зорикто Доржиева — это продолжение знакомства посетителей музея «Новый Иерусалим» с творчеством современных художников. Примечательно, что мы первыми в Подмосковье представляем персональную экспозицию Зорикто, причем в широком хронологическом и тематическом разнообразии. Думаю, что выставка будет интересна и тем, кто хорошо знает работы этого мастера, и особенно тем, для кого знакомство с его удивительными мирами и персонажами состоится впервые».

Зорикто Доржиев. Неудержимые. 2016
© Зорикто Доржиев. Галерея «Ханхалаев».

Выставка поделена на три раздела: в ее пространстве будут представлены основные темы и циклы творчества Зорикто. От первой знаковой серии и произведений, связанных с темой детства, до появления авторского стиля «Ваджра-панк», в котором соединяются мастерство академической школы живописи и яркость поп-культуры.

О природе энергии и преодоления в жизни ребенка рассказывают картины, объединенные темой «Детские игры – дело серьезное». Яркие, динамичные, они транслируют эмоциональные детские образы. Художник признается: до 2010 года детские персонажи его картин были проекцией его собственных детских впечатлений, А когда у Зорикто подросли собственные дети, в своих работах он стал смотреть на мир через призму их взгляда: «Ощупываю мир с помощью их рук, прохожу их ногами». Символично, что дети Зорикто продолжают династию Доржиевых.

Концептуальные арт-объекты «Вечная жизнь» и «Вечная битва» были созданы во время эпидемии коронавируса и стали воплощением рефлексии художника на происходящие в мире события. Два больших панно заполнены масками: “Вечная битва» представляет воспроизведение забрал воинских шлемов разных народов и цивилизаций, а «Вечная жизнь» — погребальные маски разных культур. И в том и в другом случае мы видим некую защиту или преграду, которая оберегает, сопровождает человека и в конце концов становится его непременным спутником.

Особое внимание в творчестве Зорикто уделено женским образам. У его загадочных красавиц гипнотическое обаяние: мать, госпожа, возлюбленная, муза, — какую бы ипостась художник ни выбрал, они так и остаются манящей тайной. Как, например, девушки из серии полотен «Ненаписанные письма» или красавица из триптиха «Дневник Джульетты». Или женщина с картины «А ты ревнуешь» — парафраз знаменитого полотна Поля Гогена, которое французский импрессионист создал в свою первую поездку на Таити. Таинственная красавица, смотрящая вполоборота, как будто ведет диалог с кем-то невидимым, и нам остается лишь догадываться о его содержании.

Выставка включает работы Зорикто из проекта «Новая степь», который он представил на 58-й Венецианской биеннале: в нем художник размышлял о феномене образа кочевника, человека, находящегося в постоянном движении, на перекрестке множества культур. В их числе — картины из серии «Госпожа», напоминающие о колорите бурятских и монгольских национальных костюмов, а также произведения, которые экспонировались на персональной выставке художника «Воображаемая реальность» в Третьяковской галерее.

Зорикто Доржиев. Ваджра-панк. Стихия земли. 2022
© Зорикто Доржиев. Галерея «Ханхалаев»

Особое место в проекте займут работы, отражающие авторский стиль мастера «Ваджра-панк». Название возникло пять лет назад. В индуизме Ваджра — ритуальное оружие, которое создали для бога Индры. С его помощью он боролся с асурами — темными силами. А в буддизме ваджра воплощает силу и твердость духа или борьбу с невежеством. В свою очередь бунтарский стиль панк-стиль несет в себе хаос и разрушение, но одновременно и новую энергию. Этот дуализм позволяет трактовать «ваджра-панк» как соединение несоединимого, единство противоположностей. В то же время этот термин отражает саму суть художника. Он естественным образом соединяет высокую духовность и бунтарские порывы, тяготение к классике и желание обрести новую эстетику.

Работы из серии «Ваджра-панк» деконструируют узнаваемые образы и предлагают взглянуть на них под новым ракурсом. В «Утре богини» Медуза Горгона с помощью ножниц укрощает непокорные волосы-змеи. А героиня «Бегущей в сумерках», спеша куда-то в час, когда, по поверьям, грань между привычным и потусторонним мирами становится тонка, роняет прозаическую кроссовку.   

Доржиев подчеркивает: «Творчество — это бои местного значения, совершающиеся на холсте». В этом сражении с хаосом художник пытается обуздать и упорядочить его. Но важен не только результат — появление новой работы, — но и сама «битва», которая в конечном счете ведет к поиску красоты и гармонии.

В экспозицию войдут и редко экспонируемые работы — в частности, «Повелитель снов», давший название выставке, и «Песня». «Не часто выставлялись и картины, написанные в последние несколько лет творчества. Они самые интересные и актуальные, только-только вышли из мастерской, в них то, чем я живу сейчас», — отмечает художник.

В рамках выставки пройдет насыщенная параллельная программа. Кроме того, Зорикто Доржиев подготовит авторский видеогид по экспозиции.

Зорикто Доржиев в 1996 году окончил Бурятское республиканское училище культуры и искусства. В 2002 — Красноярский государственный художественный институт (мастерская Анатолия Знака). В 2002–2004 гг. стажировался в творческих мастерских Российской Академии художеств (Красноярск).

В 2019 Зорикто Доржиев участвовал в спецпроекте 58 Венецианской биеннале с персональной выставкой «Новая степь», которая прошла в здании старинной англиканской церкви Св. Георгия.
К VII саммиту БРИКС для неформального ужина глав стран объединения художник разработал дизайн посуды и оформления стола.

В качестве художника по костюмам работал над фильмами «Монгол» Сергея Бодрова-старшего и «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко. Образы с картин Зорикто использовались в художественном и графическом оформлении фильма «Байкал. Удивительные приключения Юмы».

В 2023 году художник создал 31-метровое граффити «Мелодия родной земли» на фасаде гостиницы «Бурятия» в Улан-Удэ.
Персональные выставки Зорикто прошли в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее народов Востока, Галерее искусств Совета Европы, Ноймюнстерском Аббатстве. С 2024 года Доржиев — член-корреспондент Российской академии художеств.

Выставка работает до 18 мая 2025. 12+

Адрес: Московская область, ГО Истра, г. Истра, Ново-Иерусалимская набережная, д. 1.
График работы: Понедельник — выходной
Вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 19.00
Четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 20.00

На обложке: Зорикто Доржиев. 12 демонов внутри. 2020
© Зорикто Доржиев. Галерея «Ханхалаев»