26 июня открывается парк Веретьево c собранием арт-объектов Александра Бродского
Парк Веретьево – это архитектурные арт-объекты, органично вписанные в нетронутый болотный ландшафт на территории 7 гектаров. Искусство и природа создают здесь единое лэнд-арт-пространство, рассказывающее про течение времени, перемены в природе и мире вещей.
Архитектурный критик и один из авторов путеводителя по парку Григорий Ревзин так описывает его замысел: «Усадьба Веретьево — это восстановление традиции классической подмосковной усадьбы, но одновременно и пародия на нее. В каком‑то смысле парк Веретьево можно рассматривать в том же смысловом ряду. Усадьба не бывает без парка, но это парк‑болото. Исторически в Веретьево не было усадьбы, там был пионерлагерь. Парк Бродского — парк про то, как сбежать из пионерлагеря. Там масса мест, где можно спрятаться, и все они будто сделаны руками безобразящих пионеров из материалов, позаимствованных на участках раздраженных дачников. Тут полно цитат из классических парков. У нас была великая усадебная культура, Кусково, Архангельское, Вороново, Марфино — несколько сотен усадеб, сгинувших в болоте русской жизни. Ну вот они и поднимаются из него, подмоченные, видоизменившиеся вследствие обживания лешими и кикиморами, заменившими в нашей традиции нимф и сатиров».
Но парк Веретьево – это не только лэнд-арт-инсталляции. Некоторые из архитектурных объектов – еще и тематические библиотеки.
Александр Бродский. Библиотека. Парк Веретьево. 2021. Фото Юрия Пальмина
Анна Наринская, куратор библиотек и соавтор путеводителя по парку Веретьево, объясняет симбиоз парка и книг следующим образом: «Чтение в парке — настолько испытанная традиция, что даже странно приводить примеры тех, кто им занимался. Книга и парк связаны на таком количестве уровней, так очевидно сопряжены, что, когда в милом сердцу многих из нас рассказе о саде расходящихся тропок роман и парк сливаются в одно, мы совсем не удивляемся. Книга и парк — во всяком случае, роман и парк — устроены практически одинаково: дорожки‑настилы — сюжетные линии, объекты — события. Этот парк, разумеется, во многих смыслах книга, а мы, гуляющие по нему, становимся ее героями. И именно поэтому он — идеальное пространство для чтения. Пространство, в котором те, кто читает, и те, о ком читают, сосуществуют, соседствуют, встречаются».
Сделать путешествие по парку Веретьево еще более захватывающим и глубоким переживанием призван путеводитель, над текстами которого работали искусствовед и архитектурный критик Григорий Ревзин вместе с куратором и литературным критиком Анной Наринской. Известный дизайнер-график Игорь Гурович разработал графическое решение этого издания, а фотограф Юрий Пальмин создал для него фотографический ряд.
Сопровождать открытие парка Веретьево будет перформанс Владимира Волкова, Сергея Старостина, Аркадия Шилклопера и их друзей: они исполнят ландшафтную музыку на этнических инструментах в разных арт-объектах Бродского.
Алкогастрономические сеты, придуманные специально для каждого объекта самим Александром Бродским вместе с другом Веретьево, ресторатором Юрием Гнатюком, помогут посетителям парка войти в унисон с природой и искусством. В день открытия сеты будут впервые презентованы его гостям, а в дальнейшем они будут доступны всем желающим.
Вечером дня открытия гостей ждет ток-шоу Анны Наринской и Григория Ревзина, также состоится выступление трио Волкова, Старостина, Шилклопера и Ко; а еще гости открытия смогут познакомиться с Веретьево и его арт-объектами на авторской экскурсии.
Александр Бродский. Площадка с лавочкой. 2021. Парк Веретьево. Фото Юрия Пальмина
Александр Бродский (род. 1955) – архитектор и художник, его творчество базируется на синтезе искусства и зодчества. Арт-объекты Бродского – такие, как «Вилла ПО-2» и «Ротонда» в Никола-Ленивце, «Сарай» в Венеции, «Павильон для водочных церемоний» на Клязьме, «Дорога» (Пермский музей современного искусства) обладают архитектурным функционалом: имеют стены и крышу, в них можно жить и укрываться от непогоды; по ним можно перемещаться, поднявшись на них – созерцать виды. А его архитектурные постройки и интерьеры – ресторан «95 градусов» в Пирогово, интерьер ресторана «Пролив», запомнившиеся москвичам интерьеры «Апшу» и «Улица ОГИ» глубоко метафоричны, вписаны в ландшафт или в городскую среду, пронизаны темами памяти, времени, размышлениями о человеке и его месте в мире.
В 2001 году Александру Бродскому была присуждена единственная премия Европейской биеннале современного искусства в Милане за инсталляцию «Кома города». Его инсталляции и постройки завоевали авторитетные международные награды – Central Glass Company Competition, Shinkenchiku Competition, East Meets West in Design Competition. В 2002 году его «Ледяной бар» получил гран-при выставки «Арх-Москва». В 2006 и 2016 годах Александр Бродский представлял Россию на архитектурной Биеннале в Венеции.
В 2010 за инсталляцию «Дорога» Бродский получил премию Кандинского, а в 2011 году его инсталляция «CISTERNA» победила в номинации «Произведение визуального искусства» конкурса «Инновация».
Работы Александра Бродского находятся в собраниях Государственного Русского музея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, ГЦСИ, музее ART4, парка «Никола-Ленивец» (Калужская область), MoMA (Нью-Йорк), Tate Modern (Лондон), Немецкого музея архитектуры (Франкфурт-на-Майне), Duke University Museum of Art (Дархэм, США), коллекции Нэнси и Нортона Доджей (Художественный музей Зиммерли, Университет Ратгерса, Нью-Брунсвик, США).
Анна Наринская – литературный критик, куратор, продюсер. Публиковалась в ведущих российских медиа - «Афиша», «Сноб», «Еженедельный журнал», Citizen K, Vogue, «Ъ-Weekend», «Ъ-Власть», «Ъ-Деньги», Republic.ru, Colta.ru, «Сеанс», Forbes. Председатель жюри литературной премии «Нос», член академии и жюри российской национальной премии «Большая книга», член жюри Премии Пятигорского. В роли куратора организовала выставки «Первополосные кадры» (ГМИИ), «200 ударов в минуту» и «Петрушествие» (ММСИ), «Последний адрес» (МУАР). Преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. В 2013-2014 годах совместно с Г. Ревзиным вела телепрограмму «Наринская и Ревзин» на телеканале «Дождь».
Григорий Ревзин – один из самых влиятельных архитектурный критиков современной России; историк, искусствовед, куратор и журналист. Кандидат искусствоведения, архитектурный обозреватель газеты «Коммерсант» с 1996 года по настоящее время. В 2006 и 2008 годах он был куратором павильона России на Венецианской архитектурной биеннале. Член градостроительного Совета Фонда «Сколково», партнер КБ «Стрелка». Автор монографий и 50-ти с лишним научных статей по теории и истории архитектуры и по философии урбанистики, защитник московской исторической застройки и сложившейся городской среды.
Игорь Гурович – дизайнер, художник-график, автор плаката, арт-директор «ИМА-Пресс» в 1995-2002 годах. Академик Академии российского дизайна, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Обладатель многочисленных наград: премии Art Directors Club of New York, призов ММФР, DIA, конкурсов «Золотая пчела», «4-й блок», «Дизайн», «Родченко». Среди его работ – постеры 2 Московской биеннале современного искусства, Музея советских игровых автоматов, фирменный стиль ММКФ, фестивалей «Кинотавр» и «Золотой орел».
Юрий Пальмин – фотограф архитектуры. Лауреат премий «Серебряная камера» (2001) и «Арх-Москва» (2002), участник Венецианской архитектурный биеннале (2008). Соучредитель Института модернизма. Сотрудничает с популярными и профессиональными изданиями – AD Magazine, Vogue, World Architecture (Англия), RIBA Journal (Англия), Icon Magazine (Англия и США), Domus (Италия), Abitare (Италия), Speech (Германия — Россия), Проект Россия и другими. Его работы находятся в собраниях МУАР, ГМИИ, МАММ, коллекции Газпромбанка.
Арт-усадьба Веретьево – место с богатой историей. Когда-то здесь был пионерлагерь. Затем здесь проходили биеннале молодежного искусства «Стой, кто идет!», фестиваль современного искусства «Арт-Веретьево», а также многочисленные арт-хэппенинги с участием художников, дизайнеров, музыкантов, журналистов и творческой элиты. Созданные ими многочисленные арт-объекты украшают территорию арт-усадьбы. Сегодня Веретьево – это уникальная локация на берегу реки Дубны, где современное искусство соседствует с загородным бутик-отелем с номерами, оформленными постоянными гостями арт-усадьбы – Евгением Ассом, Андреем Бильжо, Игорем Гуровичем, Михаилом Куснировичем, Леонидом Парфеновым, Ольгой Солдатовой; а еще – с глэмпингом, фермой, оленями и рестораном, работающим на экопродуктах собственного производства.
Для широкой публики парк откроется с понедельника, 28 июня.
На обложке: Александр Бродский. Пантеон. Дерево поперек дороги. 2021. Парк Веретьево. Фото Юрия Пальмина