29 июля в «Триумфе» прошло открытие выставки японского художника Наоки Фуку «Исследуя разум»
При попадании на выставку вас могут накрыть смешанные чувства. Большие полотна, яркие и, возможно, несколько отталкивающие эмоции, изображенные на них. Именно это я испытала, когда впервые столкнулась с произведениями Наоки Фуку. В большинстве работ используется только японская тушь, поэтому, несмотря на некую хаотичность, портреты остаются очень минималистичными.
Текст: Дарья Казакова
Фото: Дарья Казакова
Его портреты очень динамичные: кажется, будто ты вот-вот услышишь сорванный крик или чей-то вздох. Каждая картина изображает какую-то эмоцию. Например, спокойствие, крик или любовь. Чтобы работы были более выразительны, художник использует необычный инструмент – бамбуковую палку. Он стучит ею по холсту, оставляя произвольные следы на невысохшей краске.
Работы Наоки Фуку
В методах создания картин Наоки Фуку прослеживаются разные традиционные японские техники каллиграфии, но при этом он интегрирует их в европейскую среду. За счет этого портреты универсально воспринимаются людьми разных культур. Например, художник может использовать латиницу, кириллицу и японские алфавиты.
Есть портреты, которые ярко выделяются на фоне других – портрет без лица. Может ли это говорить нам о том, что отсутствие эмоций – ярких, живых и естественных – лишают нас лица?
Наоки Фуку «В моей жизни» 2015, «Устоять перед дождем» 2016
В этот же ряд я бы отнесла портреты «без лица» европейских философов и писателей – Ф. Ницше, Г. Гессе и других.
Они тут присутствуют неслучайно: через образ Ницше художник предлагает переосмыслить наш взгляд на самих себя, отсылая нас к вечному соотношению дионисийского и аполлонического, что должно привести к необходимой гармонии. То же можно сказать и о Гессе. Об этом писателе часто говорили, что он умел сочетать западную и восточную философии, поэтому он был достаточно популярен и в Японии, на родине художника.
Наоки Фуку «Ницше» 2019, «Гессе» 2019, «Хофман» 2019
В аннотации к выставке написано, что основная цель художника – легитимизировать эмоции. Продемонстрировать, что чувствующий человек – это не просто норма, это и есть жизнь. Да, эти чувства могут быть отталкивающими. Вид человека, кричащего и разрывающегося от боли, может напугать, но в этом и состоит цель художника: показать человеку, что он может это чувствовать, позволить себе быть таким.
Для самого художника это личное переживание. Когда-то он сам столкнулся с проблемой принятия собственных чувств, что и выразилось в представленных работах.
Название выставки «Исследуя разум» буквально отображает содержание. Художник, используя выразительные портреты и отсылки к западным и восточным писателям, погружает нас в бесконечность познания самих себя и мира вокруг.
Кураторы выставки: Артур Князев, Мария Бобылева.