29 ноября в Музее «Новый Иерусалим» открывается выставка Александра Лабаса
Выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви», посвященная 125-летию со дня рождения художника-авангардиста, лидера Общества художников-станковистов (ОСТ), ближайшего друга Владимира Татлина и Александра Тышлера. В экспозицию войдут более 150 живописных и графических работ мастера из собраний 18 ведущих музеев России, включая Музей «Новый Иерусалим», Третьяковскую галерею, Русский музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Екатеринбургский музей изобразительных искусств и другие, а также из 12 частных коллекций. Межмузейный выставочный проект организован при участии Фонда содействия сохранению творческого наследия художника Александра Лабаса (Лабас-Фонд) и наследницы авторского права художника Ольги Бескиной-Лабас.
Александр Лабас. Дирижабль вечером. 1932. © Государственная Третьяковская галерея © Бескина-Лабас О.М. 2024
Впервые выставка, посвященная Александру Лабасу, не фокусируется на определенной теме, а ставит задачей максимально полно представить разные грани творчества художника через его ключевые работы, созданные в 1920–1930-е годы. Экспозиция займет основные выставочные залы музея, которые преобразятся в тотальную инсталляцию на тему невесомости, хрупкости и сновидений. Атмосферу ирреальности и нематериальности, характерной для художественной манеры Александра Лабаса, дополнят абстрактная видеопроекция и сценографические элементы.
Куратором выставки «Невесомость» выступила искусствовед Ксения Новохатько, научным консультантом проекта — искусствовед, специалист в области русского искусства ХХ века Александр Балашов. Архитектурно-художественное решение выставки создали театральные художники, лауреаты многочисленных театральных премий Эмиль Капелюш, Юрий Сучков и Яна Глушанок.
Александр Лабас. Город будущего. 1935. © Государственная Третьяковская галерея © Бескина-Лабас О.М. 2024
«На выставке Александра Лабаса в Новом Иерусалиме будут показаны почти все основные произведения художника 1920-х – нач. 1930-х годов, самого яркого и впечатляющего периода его творчества, его ключевые шедевры. Искусство Лабаса особенно актуально сегодня, потому что рассказывает о том, как можно понимать настоящее сквозь призму размышлений о будущем. Это взгляд в будущее и проект строительства нового мира», — научный консультант проекта Александр Балашов.
Главная тема творчества Александра Лабаса — сотворение нового мира, связанного с развитием техники и городов и социальными преобразованиями начала XX века. Однако в отличие от футуристов, классиков итальянской аэроживописи или своих коллег по группе ОСТ, Лабас воспевает не мощь технического прогресса, но саму жизнь — неизвестную, многоликую, завораживающую. Поклонник дирижаблей, самолетов и городских ритмов, он остается подлинным романтиком, увлеченным не техникой или скоростью самой по себе, а неизвестным ранее самоощущением человека в этом новом мире, полном движения и трансформаций. Драматичным ракурсам и резкости художник предпочитает общий план и акварельную недосказанность.
Название выставки «Невесомость» отражает состояние, открывшееся человеку с появлением летательных аппаратов. Оно неизменно присутствует в работах Александра Лабаса независимо от их сюжета или композиции. Сам художник испытал близкое к невесомости чувство в свой первый полет, описав его как «удивительное спокойствие» и «философское равновесие». Схожими словами в своих дневниках он описывает и чувство глубокой любви, когда время замедляется и наступают мгновения «беспечно свободные, всеохватывающие своим проникновением в тайны Вселенной».
Выставка раскрывает основные темы и циклы творчества Лабаса и рассматривает путь воплощения художника от первой знаковой сочинской серии (1924) до морских пейзажей второй половины 1930-х годов и ряда поздних космических произведений. Три зала поэтически отмерят этапы этого пути: «Предчувствие, «Сотворение» и «Невесомость». Этот путь сопровождает выдержками из дневников и воспоминаний Александра Лабаса, где он рассуждает о собственных творческих задачах и их решении, которые нередко относятся к конкретным работам, представленным в экспозиции.
Александр Лабас. На улице. 1924. © Государственная Третьяковская галерея © Бескина-Лабас О.М. 2024
«В творчестве Лабаса плотно сплелись технические и поэтические задачи: поиски нового художественного языка и стремление запечатлеть таинство жизни. Новаторский художественный язык Лабаса выделял его на фоне современников и до сих пор остается неповторимым и хорошо узнаваемым. Выставка призвана расшифровать код Лабаса, раскрыть тонкости его мировосприятия», — куратор выставки Ксения Новохатько.
Раздел «Предчувствие» включает ранние «сочинские» работы 1924 года и несколько поздних, открывших в творчестве Лабаса космическую тему. Таинственная энергия ранних работ будто предвкушает завтрашний день. Уже спустя два года художник начнет создавать динамичные, преимущественно вертикальные композиции, передающие его ощущение стремительно меняющегося мира — этот этап творчества Лабаса раскрыт в разделе «Сотворение». «Городская площадь», «Поезд идет», «Едут», «Октябрь» и другие шедевры второй половины 1920-х годов демонстрируют не только сотворение нового мира, но и воплощение большого художника. Третий раздел, «Невесомость», сосредоточен на работах 1930-х годов — времени значительных перемен для художника. Этот период отмечен борьбой с «формализмом» в искусстве, жертвами которой стали и сам Лабас, и многие из его близких друзей. В то же время он встречает главную любовь своей жизни — немецкую художницу, выпускницу Баухауса, Леони Нойман. В этот период он отстраняется от бурлящей энергии городов и с особым вниманием обращается к созерцанию любимых образов неба и моря, обретая гармонию на линии горизонта.
«Лабас создал свой иллюзорный мир, он воспарил над реалиями своего окружения и времени. Мы попытались создать легкое невесомое пространство, пространство глубины и воздуха. Полукруглые формы, где нет горизонтальных линий, пространство окутывает зрителя, меняет угол его зрения и погружает в заоблачный мир художника. Модули напоминающее остов дирижабля… мы как будто сами находимся внутри него, где-то выходя и летая вокруг», — театральные художники Эмиль Капелюш, Юрий Сучков, Яна Глушанок.
Значительная часть наследия Лабаса — графика, которая имеет ограниченный допустимый срок экспонирования, в силу чего в начале марта будет проведена полная замена графической части экспозиции из музейных собраний.
К выставке планируется выпуск каталога, сувенирной продукции, проведение тематических экскурсий и мероприятий для взрослых и детей. В рамках выставки музей «Новый Иерусалим» представит музыкально-просветительский проект «Время, вперед!» — цикл лекций и концертов, вдохновленный не только сюжетами работ, но и философско-эстетическими взглядами Александра Лабаса. Апология движения, время и пространство, цвет и свет, урбанистика и машинерия, космическая фантастика и земная природа — таков неполный список тем «музыкального контрапункта». Цель проекта — раздвинуть временные границы и ощутить связь открытий Лабаса и его современников-композиторов с основными направлениями художественного авангарда XX века.
Александр Лабас. Автопортрет. Набросок. 1935. © Из собрания Лабас-Фонда © Бескина-Лабас О.М. 2024
Александр Лабас (1900 – 1983) — российский художник, представитель русского авангарда 20-х – 30-х годов, один из основателей группы ОСТ (Общество станковистов). Родился в Смоленске, где его отец работал редактором в издательствах. Мать Лабаса умерла, когда мальчику было два года.
В возрасте семи лет Александр начал заниматься живописью в частной студии Виталия Мушкетова в Смоленске. В 1910 году семья переехала в Ригу, а в 1912 году — в Москву. Здесь Александр поступил в Императорское Строгановское художественно-промышленное училище. Через три года он стал посещать художественные студии Федора Рерберга, а затем Ильи Машкова.
После революции Александр Лабас поступил во ВХУТЕМАС, где обучался в мастерской Филиппа Малявина, а затем Петра Кончаловского. По возвращении с фронта в 1921 году он преподавал в Государственных художественных мастерских Екатеринбурга, а год спустя вернулся в Москву, где возобновил обучение во ВХУТЕМАСе у Петра Кончаловского, общаясь в этот период Василием Кандинским, Казимиром Малевичем, Аристархом Лентуловым и другими мастерами. С 1924 года Лабас сам преподавал живопись и цветоведение в физической лаборатории ВХУТЕМАСа.
В 20-е – 30-е годы работы художника выставлялись на самых крупных выставках в стране и за рубежом — он участвовал в XVII Международной выставке искусств в Венеции, ХХХ Международной выставке живописи в США и многих других.
Во второй половине 1930-х Александр Лабас был обвинен в формализме и отстранен от участия в крупных выставках, а музеи перестали покупать его произведения. Лабас в основном работал как театральный художник, создавая панорамы и диорамы, а также панно для крупных зарубежных выставок. Интерес к художнику вернулся с новой силой в 1960-е, а в 1976-м в Москве прошла первая персональная выставка Александра Лабаса.
Выставка продлится до 25 мая 2025.
Адрес музея: Московская область, ГО Истра, г. Истра, Ново-Иерусалимская набережная, д. 1. Вход по билетам. Подробности на сайте.
Режим работы: понедельник — выходной, вторник, среда. воскресенье — с 10.00 до 19.00, четверг, пятница, суббота с 10.00 до 20.00.