7 причин сходить на выставку «Место под солнцем. Беньков/Фешин»

Партнерский материал с Музеем русского импрессионизма

5 июня 2019 года в Музей русского импрессионизма открывает выставку, посвященную творчеству двух талантливых художников начала XX века – Николая Фешина и Павла Бенькова «Место под солнцем. Беньков/Фешин». Куратор проекта, генеральный директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова рассказала нам, почему обязательно стоит посетить новую выставку. 

1 причина: увидеть великолепные работы Николая Фешина

Николай Фешин – один из самых ярких художников XX века. В Соединенных Штатах, куда ему пришлось эмигрировать в 1926-м году, его ждал головокружительный успех. Персональные выставки в Чикаго и Нью-Йорке. Большой особняк в затерянном в горах городке Таосе в штате Нью-Мексико. Затем – Голливуд и сотрудничество с галереей Стендаля, собственная мастерская и множество учеников и последователей. Он много путешествовал по миру, его жизнь была полна личных драм, но однозначно у него было безоговорочное признание критиков, коллекционеров и публики. На выставке собраны его дореволюционные работы и картины американского периода: «Портрет гравера У.Д. Уотта» (1924, холст, масло, частное собрание), «Портрет девочки из племени Таос» (1930 год, холст, масло, частное собрание), «Дома в Нью-Йорке» (1924 год, холст на доске, масло, частное собрание), «Калифорния» (1925 год, холст, масло, частное собрание) и многие другие. Эти работы покажут Фешина в разные периоды его творчества, продемонстрируют, как менялась его манера, как повлияло на нее солнце Техаса и Калифорнии.

2 причина: открыть для себя «художника солнца» Павла Бенькова

Павел Беньков – однозначно недооцененный мастер XX века. Столкнувшись с трудностями 1920-х годов, он не эмигрировал из СССР, но переехал из родной Казани в окраинный Самарканд. Человек, который привык к столичной жизни, который знал Европу, который был окружен вниманием, вдруг оказывается чужестранцем в южном краю. Ему в новинку и местные традиции, и солнце старой Бухары, и неспешный ритм жизни… Но за 20 лет он превращается в местную легенду: «барин», разъезжавший в тарантасе и покупавший на свои деньги холсты студентам. Его творчество – отдельная глава в истории искусств Средней Азии. Имя Павла Бенькова присвоено Самаркандскому художественному училищу и улице, на которой он жил.

3 причина: погрузиться в атмосферу эпохи и узнать о культурных традициях сразу трех стран

Экспозиция «Место под солнцем. Беньков/Фешин» поделена на три блока: дореволюционный период, в котором судьбы обоих художников развиваются параллельно, американский период Николая Фешина и узбекский период Павла Бенькова. Живопись американского и узбекского блоков дополняют уникальные кадры документальной хроники 20-30-х годов XX века, которые позволяют погрузиться в атмосферу эпохи. А две непростые и драматичные судьбы талантливых мастеров, полные трагических поворотов и творческих подъемов, отразятся в гигантском таймлайне на отдельной стене в пространстве выставки. Получится, что у зрителей есть возможность виртуально побывать сразу в дореволюционной России, Америке 20-50-х годов и в Средней Азии начала XX века. 

4 причина: познакомиться с новым музейным форматом «тактильного интерактива»

К каждой выставке мы готовим познавательный интерактив для посетителей, он дополняет общее впечатление от работ художников. Кроме того обязательной частью нашей экспозиции по традиции становятся инклюзивные зоны для посетителей с инвалидностью: тактильные макеты для незрячих, ароматы, которые ассоциативно дополняют сюжеты полотен. На этот раз мы объединяем оба эти важные направления и создаем тактильные интерактивные инсталляции. Мы выбрали три картины разных периодов: «Катенька» Н. Фешина (1912 год, холст, масло, ГМИИ РТ), «Девушка-хивинка» П. Бенькова (1931 год, холст, масло, ГТГ) и «Портрет девочки из племени Таос» Н. Фешина (1930 год, холст, мало, частное собрание, Москва). Все они изображают девочек-подростков, воспитанниц трех разных культур. Каждое полотно будет дополнено специальной панелью, где соединятся гипсовая копия картины, колба с ароматом-ассоциацией и физический объект, связанный с темой работы. Инклюзивные панели обязательно вызовут интерес у посетителей всех возрастов.  

5 причина: послушать голос Шамиля Хаматова в аудиогиде

В бесплатном мобильном приложении rusimp к каждой новой выставке появляется аудиогид. На этот раз голосом, который будет рассказывать о ключевых картинах Николая Фешина и Павла Бенькова, станет актер театра «Современник» Шамиль Хаматов, брат Чулпан Хаматовой. Наш музей связывают с «Современником» очень хорошие, творческие отношения. К прошлой выставке «Николай Мещерин. Выход из суеты» актеры и режиссеры театральной творческой лаборатории «Современника» поставили камерный спектакль по мотивам жизни русского импрессиониста Николая Мещерина и его друзей – Игоря Грабаря, Исаака Левитана и других. 

6 причина: посетить параллельную просветительскую программу к выставке

Тема путешествий по разным странам станет основной в просветительских программах музея на время проведения выставки. На традиционных экскурсиях музейные гиды расскажут о череде невероятных событий в жизни главных героев выставки Бенькова и Фешина, о том, как изменилось искусство каждого под влиянием новых мест. Для детей разработана игра-квест, во время которой малышей познакомят с персонажами с картин художников, с национальными традициями США, России и Узбекистана начала XX века. А главным сюрпризом программы станет индейская игра пухеохео. 

К выставке мы планируем запустить курс из трех лекций: «Искусство в эмиграции» о том, как отразилась Великая Отечественная на судьбах художников XX века, отдельные лекции о творчестве Николая Фешина и Павла Бенькова.

7 причина: найти, наконец, ответ на главный вопрос всей культурной интеллигенции начала XX века: уехать или остаться?

Период после революции и Гражданской войны в России – по-прежнему одна из самых сложных не неоднозначных тем в нашей истории. Она коснулась всей российской интеллигенции, перед которой очень остро стал вопрос: уехать или остаться. Николай Фешин и Павел Белньков после пережитых потрясений, болезней, голода и тотальной неустроенности тоже искали свое место под солнцем, где могли бы свободно творить. Новая выставка расскажет о том, как сложились судьбы художников после совершения этого нелегкого выбора. Чье решение оказалось верным: американца Фешина или Бенькова, поселившегося на окраине советской империи, – зритель должен будет решить для себя сам.