Александр Морозов: "История для меня - это прежде всего скульптура

В пространстве "АРТХАУС" Центра Творческих Индустрий Фабрика открылась выставка Александра Морозова "ПОЛИТИЯ/ ΠΟΛΙΤΕΊΑ". Александр Морозов является одном из победителей конкурса "Фабричные мастерские. Сессия III" в номинации "Выставка на Фабрике". 

Александр Морозов - родился в 1974 в Луганске. Окончил Луганское художественное училище в 1994 г. C 1996 по 2002 учился в Санкт-Петербургском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В 1999—2000 гг. прошел обучение по программе «Практикум. Новые технологии в современном искусстве» в Институте Про Арте, Санкт-Петербург. Занимается живописью, графикой и инсталляцией. Номинант Премии Artaward International Strabag (2013), Австрия и Премии Сергея Курёхина, Санкт-Петербург.

Маруся Гуляева: О чем Ваша выставка?

Александр Морозов: «ПОЛИТИЯ/ ΠΟΛΙΤΕΊΑ» - это выставка о настоящем моменте. И несмотря на то, что на первый план здесь выходят флаги и история непризнанных республик, эта работа все равно больше о том, что такое утопия, и что такое постсоветское пространство. Я пытаюсь актуально представить историю, как некий вопрос, занимая при этом позицию наблюдателя. Это чистый модернизм, при этом не лишенный театральной составляющей. Политика ведь это всегда сцена, искусственное конструирование идентичностей. И все эти республики тоже искусственные, но они пропитаны идеями Платона. 

М.Г.: Почему Вы выбрали именно эти республики ?

А.М.: Ну во-первых, я не историк. Но я увидел стремление народа этих республик к чему-то естественному и органическому. Кропоткин, например, артикулировал очень важную для моего персонального творчества точку зрения. Когда с одной стороны есть стремление к синергии, а с другой есть теория происхождения видов, в основе которой лежит стремление к власти. Власть построена на соперничестве, на отрицании сотрудничества. Кропоткин подчеркивал, что эволюционно гораздо выгоднее сотрудничать, чем соперничать. Так что моя работа еще и о народовластии, о создании альтернативного сообщества и, конечно, об Империи, поскольку меня очень волнует момент переписывания истории. Мы же все еще живем прошлым, при том, что даже настоящее не определено. Только когда мы усвоим опыт всех драм, что пережили, поймем все то,  что произошло, только тогда и появится картина будущего, только после этого мы куда-то по-настоящему начнем двигаться.

М.Г.: О чем Ваш гербарий?

А.М.: Это попытка представить политический процесс как живой процесс. Представить политические структуры с точки зрения знаков. Эти соцветия похожи на блок-схемы. Они имеют морфологические признаки, их можно описать на основе ботанических категорий. Но по сути, здесь нечего расшифровывать. Это условный язык, моя попытка создать общность на основе нарративного материала. Попытка работать с формой.

М.Г.: Что для Вас история?

А.М.: В первую очередь, история для меня - это скульптура. 

М.Г.: Сложный был монтаж?

А.М.: «ПОЛИТИЯ/ ΠΟΛΙΤΕΊΑ» - достаточно строгий, музейный проект. А здесь контекст,  фабрика, как производственный пласт, от которого нельзя отойти в сторону. Поэтому ощущается сопротивление материалов. Грубое железо, тяготея к индустриальной тематике, как будто попадает домой. И фактор производства создает дополнительный смысл. Мы начинаем производить новые идентичности, и это интересно.

М.Г.: Почему выставка лишена цвета?

А.М.: Это проектировочное решение, связанное с идеей утопии. Возьмите графику любого художника, она будет всегда более утопична, чем, скажем, его пейзаж. Бумажная архитектура тоже всегда черно-белая. Здесь ведь важна форма, линия, пластика, все то, что можно соотнести с карандашом, с графитом. Избавляясь от цвета, я старался избавится от какой-либо литературности. 

М.Г.: Над чем Вы сейчас работаете?

А.М.: Сейчас я работаю над проектом также связанным с прошлым. В рамках индустриальной биеннале я побывал на многих заводах. Они странным образом были похожи на американские заводы. Там же я узнал, что заказы на их проектирование делали в бюро Альберта Кана. Это было быстро, эффективно и дешево. Вот на основе этих заводских планировок я буду делать вырубные штампы. 

Над интервью работала Маруся Гуляева

Фото: Татьяна Сушенкова, Гриша Галантный

17.10.2016 - 10.11.2016. ЦТИ ФАБРИКА