Алексей Ретеюм об искусстве в "Аптекарском огроде"

Над интервью работали Светлана Филаретова, Мария Назарова

Фото: Влад Чиженков

Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород» теперь известен не только своими вечнозелеными тропиками, богатым собранием растений, но и необычными проектами современных художников. В прошлом году сад создал новый бренд «Ars Hortus», теперь, помимо ежегодных музыкальных фестивалей и концертов здесь проходят художественные выставки. О том, откуда взялось в саду искусство, как определяется место для арт-обьектов внутри пространства, об отношениях с партнерами и как провести свою выставку в интервью с директором сада Алексеем Александровичем Ретеюмом.

Алексей Ретеюм и Светлана Филаретова

Светлана Филаретова: Добрый день Алексей. Начнем с того, что история сада достаточно большая

Алексей Ретеюм: 313 лет, самый старый сад в России.

С.Ф.: Как давно вы начали развивать тему искусства в саду?

А.Р: Я пришел в сад 26 лет назад, это была осень 1993 года. Это было сложное время, по сути были одни руины. Нужно было не только срочно восстанавливать ландшафтные экспозиции, ботанические коллекции, но и все здания, сооружения, инфраструктуру сада. Первые годы мы посвятили исключительно этим работам, но уже сразу планировали развивать культурную программу. Концепция, которую мы выработали, предусматривала и  театральные постановки, и выставки изобразительного искусства, и концерты… Словом, все, что вы видите сейчас! В неделю у нас регулярно проходят несколько концертов. Что касается изобразительного искусства – мы рассматриваем весь сад как выставочное пространство. Искусство и природа уже гармонично сосуществуют здесь. 

С.Ф.: Почему вы включили это направление в самом начале? Это ваша личная потребность?

А.Р.: Разумеется, не мы задали этот тренд в ботанических садах – такова мировая практика вот уже на протяжении полувека. Во многих садах проходят выставки, концерты, перформансы, фестивали… Все что угодно! Конечно, я и сам очень люблю музыку и изобразительное искусство. Мне хотелось, чтобы миллионы посетителей могли всем этим наслаждаться. Это не гипербола — у нас действительно в год бывает свыше полумиллиона человек! 

С одной стороны, это такая просветительская политика – люди приходят в сад, не ожидая встретить искусство, и вступают с ним в диалог. С другой – интересно и прекрасно, когда разные произведения украшают сад. 

У нас прошло несколько масштабных выставок, и художники были очень довольны тем, как гармонично их работы вписались в пространство сада. Скульптуры совершенно иначе воспринимаются, чем в выставочных залах – естественное освещение, которое постоянно меняется, фон… 

С.Ф.: Мы прошлись по саду и видели множество арт-объектов. Скажите пожалуйста, как они там оказались? С вами сам художник связывается или вы их ищите? 

А.Р.: У нас есть специальный отдел, который курирует культурную программу сада. Им руководит креативный директор сада Александр Альмин. Этот отдел занимается взаимодействием с крупнейшими культурными организациями, такими как Российская Академия Художеств, Союз художников России, Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО и так далее. 

Выставка может быть организована по разным поводам – может быть ее нашел наш куратор, а может быть к нам обратились организаторы с предложением. 

С.Ф.: Есть какие-то критерии отбора? 

А.Р.: Мы считаем, что есть очень много произведений искусства современного и классического, которые могут быть выставлены в саду. Избегаем только искаженно-антропоморфных каких-то объектов, хотя были и такие опыты. У нас был фестиваль культуры Nova, на котором были выставлены скульптуры Crocodile Power, довольно пугающие. Но из-за того, что люди приходят в сад совершенно разные, и ставить жесткое ограничение по возрасту мы не можем, реакцию они вызвали очень неоднозначную. Мы стараемся выбирать те выставки, которые подойдут под категорию 0+. Однако, в рамках закрытых показов мы можем допустить и такие вещи. 

Еще стараемся избегать политики. Хотя на самом деле это зависит от точки зрения – если нам кажется, что эта выставка имеет художественную ценности и историческое значение, то мы будем рады. 

Критерий заключается именно в художественной ценности проекта. После согласования выставки мы не вмешиваемся в работу кураторов и художников, иначе теряется сама идея творчества. 

С.Ф.: Что бы вы могли порекомендовать из своего опыта тем организациям, которые хотят начать сотрудничество с художниками?

А.Р.: Художники очень разные. Есть история, когда ты делаешь заказ и можешь корректировать его работу и требовать от него понятного результата. А есть история, когда ты приглашаешь художника на выставку и просто помогаешь ему: создаешь условия, помогаешь выбрать место для работы, чтобы оно максимально подходило по всем параметрам. Единственное ограничение в таких случаях – не вредить растениям. Все-таки это, прежде всего, Ботанический сад, и у нас растут очень редкие растения, которые нужно беречь

С.Ф.: Как вы оцениваете интерес посетителей к саду с появлением искусства? Вырос ли он? Может быть появилось больше активностей в социальных сетях?  

А.Р.: Очень сильно вырос интерес и комментариев, конечно, стало больше. Искусство в саду не оставляет равнодушными. Позиционируя себя как центр современного искусства, мы наращиваем аудиторию. Например, возросло число, так называемой, «непрофильной» публики, которая приходит к нам на фестивали и выставки, спектакли и которые так просто в сад бы не пришли. Чем больше культуры и искусства – тем больше внимания мы привлекаем.  

Мы даже специально зарегистрировали бренд Ars Hortus, под которым будет проходить разнообразные художественные выставки.

С.Ф.: При этом такие мероприятия достаточно дорогие. Откуда вы берете бюджет, если не секрет?

А.Р.: В основном это спонсорские средства и свои собственные. Государственной поддержки нет. Бывают разные варианты договоренностей с партнерами, так что раз на раз не приходится. 

С.Ф.: Как вы интегрируете спонсора в свои проекты? Сейчас уже мало кого можно удивить логотипом…

А.Р.: Мы настроены больше на партнерские программы, нежели на спонсорские. Это должно быть интересное, легкое, творческое сотрудничество с минимумом ограничений и максимумом отдачи.  

С.Ф.: За время вашей работы, какие проекты вам больше всего понравились?  

А.Р.: За 25 лет работы было столько замечательных интересных проектов! Фестиваль ‘Feel Russia’ совместно с Министерством культуры РФ, выставки ботанической живописи, выставка скульптур «Природа форм», «Плод времени»  совместно с РОСИЗО, «Природа и растения России» Сергея Андрияки, по духу очень близкая саду. Даже выставка самых дорогих домашних кошек в мире! В «Рождении форм» мне понравилось композиционное решение выставки, кураторы подобрали удивительно подходящее пространство. Несколько лет назад прошла удивительная выставка художников-аниматоров из ВГИКа. На ней показывали рождение образов из мультипликационных фильмов - очень интересный процесс, произвела сильное впечатление. Выставка «Корень нового», объединившая художников из 13 стран. Фестиваль Арс Хортус с работами Ольги Муравиной, Дмитрия Никитина и многих других замечательных художников и скульпторов. Мы постоянно занимаемся новыми проектами — этот процесс бесконечен.

С.Ф.: Я слышала, что у вас есть личная коллекция произведений искусства. Вы коллекционер? 

А.Р.: Не могу себя назвать коллекционером. Мне часто дарят работы художники, с которыми мы сотрудничаем, мои друзья… Например, у меня есть работы Дмитрия Никитина, Олега Ильина. Мне сложно даже сказать, какое направление в изобразительном искусстве мне нравится больше. Это зависит от настроения. С живописью у меня особые отношения, но коллекционером в полном смысле этого слова я назвать себя не могу. 

С.Ф.: Мне кажется это очень важно. Невозможно работать с тем, что тебе не нравится.  

А.Р.: Совершенно верно. В любом случае, нужно заниматься тем, что любишь. Наверное, не было бы сколько выставок и музыкальных концертов, если бы я не испытывал к этим видам искусств особой привязанности. Залог успеха в том, что тебе самому должно нравится, что ты делаешь.  

С.Ф.: Что бы вы могли порекомендовать молодым художникам? Конечно, интересно, как ему позиционировать свое творчество, куда писать и в каком виде предоставить план проекта, чтобы попасть в ваш сад. 

А.Р.: На самом деле, мы очень открыты к совершенно разным предложениям. Даже в соцсетях можно написать и продолжить какой-то проект. Конечно, мы ждем, что будет уже внятная концепция и описание идеи, но даже если этого нет, то не страшно – художники часто ориентируются на чувства. Нам он может прислать фотографии, а мы подумаем, как разместить это в саду. Мы сделаем все, чтобы выставка прошла успешно – поможем с текстами, рекламой, советами, если нужно… Достаточно просто прийти!  

С. Ф: Вы необыкновенно открыты. Обычно такие предложения бывают в рамках конкурсов. 

А.Р.: Это наша концепция. Даже в голову не приходило делать систему отбора, если честно. К нам можно прийти, показать и мы найдем возможность сотрудничества. 

С.Ф.: Планируете ли вы делать арт-резиденцию?

А.Р.: Мы это уже сделали и продолжаем двигаться вперед! Пытаемся интегрировать все общественные пространства вокруг сада — гостиницы, бизнес-центры, рестораны. Надеюсь, что наша арт-территория будет активно расширяться за счет присоединения соседних зданий и участков земли! 

С.Ф.: Это уже настоящий креативный кластер!

А.Р.: Да, мы семимильными шагами к этому движемся. Ни в одном ботаническом саду вы не увидите столько культурных мероприятий, фестивалей, сколько сейчас проходит у нас. Правительство Москвы тоже уделяет огромное внимание облагораживанию городских парков, садов, городских пространств — мы вовсю поддерживаем этот тренд!