Андрей Ремнёв и Авдей Тер-Оганьян: единство и борьба противоположностей
Субъективное эссе
Есть ли что-то общее между крайними художественными течениями, представленными сегодня на сцене московского современного искусства? Как взаимодействуют и конфликтуют художники разных направлений, часто взаимно отрицающих друг друга? Как зритель может понять, насколько хорошо то, что ему показывают новые художники? Посмотреть на эти проблемы через творчество двух больших авторов – Авдея Тер-Оганьяна и Андрея Ремнёва попытался художник и арт-критик Филипп Шувалов.
Текст: Филипп Шувалов
Авдей Тер-Оганьян - фото Вивиан дель Рио, facebook.com
Андрей Ремнёв – сайт artcontract.ru
Среди прочих человеческих занятий существует такое странное как создание изображений, создание образов, создание визуальных объектов, материализующих идею, мысль, состояние реальности или фантастические истории. В прошлые века для такой работы было необходимо большое мастерство, и эта сфера деятельности получила название «искусство». Что-то сложное, трудоёмкое, поражающее воображение. Разрушительная энергия ХХ века и технический прогресс всё перемешали и запутали. Создать картинку может любой за секунду, нажав кнопку, и эта картинка будет нести в себе и мысль, и идею. Не очень, возможно, большую и глубокую, но половина дела тут ещё зависит от созерцателя картинки, от глубины его понимания реальности и искусства.
Художник визуализирует свои продуманные идеи. Ценность его работы определяется качеством идеи и качеством визуализации. Задача создавать сложные визуализации, передающие сложные идеи – осталась и в ХХI веке. К слову «искусство», когда речь идёт о чём-то, созданном недавно, приходится подклеивать определение «современное» и оно добавляет путаницы, т.к. эта современность уже длится многие десятилетия. Адепты разных течений искусств с непримиримостью религиозных фанатиков отрицают право других течений именоваться «искусством». Розалинда Краус отмечала, что «в интенсивно десакрализовывавшемся пространстве XIX века искусство стало отдушиной для религиозного чувства; оно стало - и осталось - светской формой веры». Как любая религия искусство дробится на разнообразные секты. Каждое учебное заведение, каждая галерея – по сути секта. ИПСИ, База, школа Родченко, Суриковка, Строгановка, Свободные мастерские и т.д. предлагают свои критерии для определения качества работ, производимых современными художниками. Принадлежность к истинной «секте», к истинному направлению настоящего изобразительного искусства служит опорой и базой самоидентификации в непрерывно трансформирующемся мире.
В начале шестидесятых в СССР родились два будущих художника, представляющих два почти крайних крыла в искусстве последних десятилетий. Два художника в разное время и параллельно бывшие моими учителями, приятелями, собутыльниками. Два художника, сформировавшихся в советской действительности, в зрелом возрасте принявшие вызовы и удары от развала гигантского государства и экономических пертурбаций. Два художника по-своему преодолевшие коммерческие искушения, нашедшие свою нишу в мире искусства и продолжающие работать сегодня и преподавать для новых адептов, стремящихся к волнительному, шаткому, зыбкому ремеслу создателей образов.
Авдей Тер-Оганьян в начале девяностых возле мастерской - сайт vladey.net
Авдей Тер-Оганьян родился на месяц раньше, с него и начнём. Он вырос в Ростове-на-Дону, там ругался с преподавателями художественного училища, там контактировал с местной богемой, одним из лидеров которой был Сергей Тимофеев, лидер легендарной группы Пекин-Роу-Роу, нетипичного южного рок-кабаре. После очередной выставки, проведённой в общественном туалете, он выехал из Ростова покорять Москву. Лучше всего узнавать о жизни и творчестве Авдея в 90-х годах из великолепной книги поэта Мирослава Немирова «А. С. Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари-арт». Перестроечный Арбат, галерея в Трёхпрудном, выставки и перформансы, пьянство и безденежье. Злополучная акция «Юный безбожник» и бегство от уголовного преследования в Европу. Через двадцать лет Авдей вернулся в РФ с седой бородой, но таким же нонконформистом, при этом ещё и коммунистом-сталинистом. Пока он трезв, он тих и скромен. Но вскоре откупоривается вечернее пиво и Авдей снова готов ниспровергать.
Андрей Ремнёв в мастерской, 2022 - сайт design-mate.ru
Андрей Ремнёв родился в Яхроме, в тихом уютном Подмосковье, в семье врачей. Учился в художественной школе, затем в училище 1905-ого года. Отслужил в армии и поступил в Суриковский. При поступлении служба в армии помогла добрать баллы в престижный ВУЗ. Закончив институт на излёте перестройки и накануне распада нерушимого Союза Республик Андрей столкнулся с новой ситуацией свободного коммерческого рынка. Надо было приспосабливаться. Как-то зарабатывать на жизнь. Тут в девяностые помогала Европа и Русская Православная Церковь. Ремнёв осваивал иконопись и углублялся в старинные живописные техники. Писал иконы для храмов и шёл к известности через выставки на западе. Среди открывшейся свободы Ремнёв сумел найти свою тропинку, свою стилистику и развивать её на протяжении тридцати последних лет. Интернет помог донести искусство Андрея и до массового зрителя – на его аккаунты подписаны десятки тысяч пользователей. Работы продаются, Андрей преподаёт в альма матер. Статус живого классика на подходе.
Авдей Тер-Оганьян Henri Matisse. The Baroness Gourgaud. 1924, 2002-2004 - сайт vladey.net
Авдей Тер-Оганьян Чашка кофе, 1982 - сайт vladey.net
Обозначим принципиальные различия этих авторов. Оба взаимодействовали с религиозной темой. Но если один рубил и разрисовывал печатные иконки, после чего вынужден был эмигрировать на двадцать лет, другой иконы писал. Для Тер-Оганьяна искусство – это провокация, оно должно быть смешным, энергичным и раздражать зрителя. Для Ремнёва – это созерцательное погружение в потусторонний мир зафиксированной вечности, которой зритель будет любоваться. Соответственно для картин Авдея характерна резкая скоростная манера письма, яркие пятна, упрощение композиции и рисунка. У Ремнёва акцент на сложной кропотливой технике исполнения. Как большие авторы они стремятся взаимодействовать с великими мастерами и наследовать традициям прошлого. Только для Андрея прошлое – это древнерусская иконопись, итальянское возрождение и русская живопись ХVIII века, композиционные находки «Мира Искусства» и русского модерна, для Авдея – импрессионизм, соцреализм, авангард и модернизм ХХ века. Авдей часто обращается к политической повестке, часто использует нецензурную лексику и неприличные жесты в картинах и акциях, конфликт для него – важная составляющая авангардного действия. Нет конфликта – нет авангарда. Для Андрея характерен взгляд в прошлое, фактура русской провинции, декоративная театральность, позволяющая использовать его мотивы дизайнерам модных коллекций одежды. Авдей для молодых художников совриска – нестареющий смелый сумасброд, Ремнёв для студентов Суриковки – почтенный авторитет и наставник. Про свои работы, про работы своего «учебного заведения» с гордым названием «Красный Кружок» Авдей может сказать: «да мы тут какую-то ху&ню делаем. Надо чтобы было ху&во, но клёво!». Адепты профессионализма из Суриковки про свои работы так не скажут. Они делают что-то крутое, как сами они считают, опираясь на традиции и мастерство. Их искусство красивое, правильное, дорогое. Авдей ходит по грани, рискуя с каждой новой выставкой молодёжного «Красного Кружка» свалиться в арт-КВН. Профессионалы академизма, напротив, рискуют скатиться в мастерское самовоспроизведение скуки.
Андрей Ремнёв - Мерный лоскут, 2020 - сайт remnev.ru
Андрей Ремнёв - Кедровые орешки, 2001 - сайт remnev.ru
Авдей Тер-Оганьян и Андрей Ремнёв никогда не встречались, но точно знают о существовании друг друга. По крайней мере через меня. Одному и другому я показывал и рассказывал о работах того и другого. Результат – взаимное отрицание. Для Андрея Авдей – смешной шалунишка, хулиган, забавный фрик. Для Авдея Андрей – архаичный салонный коммерческий живописец. Для меня они оба - интересные художники, со своими идеями и подходами. Каждый со своей музыкой. Не знаю, прекратились ли споры о «настоящей музыке» среди меломанов. Некогда гремели баталии между академистами и джазистами, фанатами Deep Purple и Led Zeppelin, поклонниками русского рока и рэперами. Теперь это в прошлом и «все» слушают «всё». Посещая московские выставки, я часто думал, что вот это похоже на нео-фолк, а это на дарк-метал, ну а это просто попса. В совриске можно найти параллели с любым музыкальным направлением. Авдей скорее будет хард-кор-панком с юмористическим текстом, а Андрей - нео-барочной арт-рок группой с электрическими и акустическими инструментами. Через сравнения с музыкой я нашёл способ примирить непримиримое в своей голове. Для разных эмоций и состояний подходит разная музыка. Для разных эмоций и состояний подходит разное искусство.
Авдей Тер-Оганьян - В сторону объекта. Галерея в Трёхпрудном переулке, Москва, 1992 - сайт garagemca.org