Текст и фото: Наталья Шкуренок
Антики живее всех живых. Охотники за мраморными головами
До конца марта в Музее Академии художеств в Петербурге открыта выставка Павла Пепперштейна «Охотники за мраморными головами (археология будущего)».
«Примерно через 50 лет (т.е., где-то начиная с 2066 года) люди в разных уголках Земли начнут находить в самых неожиданных местах мраморные головы, вроде бы обломки неких изваяний…» - начинает Павел Пепперштейн, художник, литератор, критик, теоретик искусства и один из основателей арт-группы «Инспекция «Медицинская герменевтика» завлекательное повествование об археологических находках будущего. Действительно, по каким археологическим находкам люди будущего будут судить о нашем времени? Например, некий Анатолий Фролович Лагин и две его дочери обнаружат мраморную голову, которую ученые назовут «Комедианткой с закрытыми глазами». А барон Детлеф фон Диммерау откопает голову неизвестной птицы с длинным клювом, в профиль очень похожую на самого барона. Таинственная преступная компания персонажей под кличками Мраморный Упырь, Холодный Либсон и Стеклорезка не только выставили на аукцион мраморную голову, но, похоже, сами же ее и украли после продажи. Егору Колодзею, Семену Ляхову и Анюте Чалой повезло обнаружить голову Ленина, а супруги Розенфельд откопали голову «Сердитого мальчика» на задворках своего загородного дома. И – удивительная история! – все авторы находок фантастическим образом очень похожи на эти самые «мраморные антики».
Все эти работы – литературные и графические одновременно – Павел Пепперштейн создавал специально для выставки в Музее Академии художеств. И именно для экспозиции «Отдела слепков». Они расположены по всем 33 залам первого этажа Академии, которые кольцом опоясывают внутреннее пространство центрального круглого двора.
Как рассказали «Артузлу» кураторы выставки Полина Попова и Вячеслав Беречинский, выставка Павла Пепперштейна – третья в проекте «Диалог», который Музей Академии реализует с 2013 года. Первой стала выставка «Асса», посвященная художественному авангарду 80-х годов, ее представляли в парадных залах Академии. Вторая, проходившая летом 2015 года, была посвящена творчеству Тимура Новикова, его работам 90-х, его концепции «Новой Академии», и ее представляли тоже в «Отделе слепков».
-На выставку Тимура Новикова пришел Павел Пепперштейн, рассказала Полина Попова. – Ему и выставка, и идея нашего проекта очень понравились. И мы предложили Павлу сделать выставку для этого пространства. Он изучал каталог и сами залы, и по ним делал свои работы.
Поэтому графические листы Пепперштейна так гармонично перекликаются с экспонатами – слепками с античной скульптуры: в соседних с головой Ленина залах находится копия Мавзола. Неподалеку – Будда и Наполеон, Фрейд занял свое место неподалеку с Венерой. Есть и прямые аналогии – в одном зале с фигурой Моисея находится и завершающая работа Пепперштейна «голова Моисея».
-Мы планируем делать выставки регулярно, говорит Вячеслав Беречинский, музеевед, художник-реставратор НИМРАХ. – И это совсем не обязательно должна быть рефлексия на античность – художник, в первую очередь, должен вдохновить нас своим творчеством. И если мы понимаем, что его можно поместить в музейное пространство, мы начинаем работать – предлагаем ему свои идеи, пространство, обсуждаем, что из этого могло бы получиться.
Одна из идей всего проекта «Диалог» - привлечь в традиционный музей новую аудиторию. Составная часть проекта – анкетирование посетителей: в ходе своего небольшого соцопроса кураторы уже выяснили, как существенно различаются по возрасту и социальному положению посетители выставок современного искусства и традиционных музеев. А проекты, подобные «Диалогу», позволяют сблизить эти разные аудитории: на выставку Тимура Новикова, например, пришло немало посетителей, которые никогда вообще не были в залах Музея Академии художеств. Результаты своего опроса кураторы представят потом на сайте Музея.