Антикуратор

«Электромузей в Ростокино» объединения «Выставочные залы Москвы» открыл проект «Антимузей».

Что такое Антимузей? Как говорят организаторы, это открытая площадка для творческого высказывания, функционирующая без кураторского контроля. На выставку принимаются ВСЕ проекты, соответствующие возрастному ограничению 16+, а также законодательству РФ. Казалось бы, правила проще некуда – успевай отправить заявку и получи участие в выставке. Электромузей, кстати, выгодно отличается от многих площадок ВЗ, он работает только с новыми медиа (оттуда и электро), а у кураторов Алексея Шульгина и Аристарха Чернышева есть четко сформулированная позиция, что в системе современного искусства интерактивный арт имеет огромный потенциал диалога со зрителем.

Диалог со зрителем получился точно, этого отрицать нельзя: у входа посетителей вернисажа встречал куратор-онлайн Алексей Шульгин, который с помощью скайпа приветствовал всех и приглашал пройти-посмотреть; справа открывалась темная комнатка с саунд-артом, для входа в которую нужно было надеть голубые бахилы, слева зал с инсталляциями и видео-артом, прямо наклейки «лайк», которые можно было «поставить» под той работой, которая понравилась (многие клеили на стаканчики с шампанским, кстати).  Не только без куратора осуществляется данная выставка, но и методы в соответствии с новой концепцией апппроприируются, организаторы не видят в этом ничего плохого.  Я сейчас про проект молодого художника Марины Руденко (была, кстати, куратором галереи ВЗ «Богородское») "Like me!... Или как понравиться современному зрителю".

Список участников выставки длинный, найти его можно здесь.

В залах проекта можно увидеть видео-документацию классного проекта Славы ПТРК «Интерактивный портрет Дэвида Боуи». ПТРК если уж не все видели, то все о нем слышали: стрит-арт художник из Екатеринбурга, начинал как и многие с «Рэп йоу» и ночных хулиганств с баллончиком в руке, продолжил Патриархом в виде копилки, в которую рука кидает монетку, потом не побоялся сделать трехслойный портрет Путина (но его быстро закрасили), в недавнем времени редактор сайта об уличном искусстве и граффити «Стенография», куратор площадки «Траффарет», в общем-то очень талантливый молодой человек. Интерактивный портрет Боуи, состоящий из 11 слоев по числу его последних дней (великий Боуи умер 11 января 2016 года). Работа отличная «Из абсолютно чистой белизны в абсолютно бесформенную черноту, через обретение своего лица, становление, старение».

Работа Анны Шиллер «День ВДВ» смотрится тяжело, я бы даже сказала через силу, секунд 45-ти хватает, чтобы избежать даже интерактивной встречи с пьяными десантниками. Уж увольте, но даже на экране это страшновато.

Наталья Петрова «Стань успешным художником» - визуализация игры на подобии дудл-джампа, некогда очень популярного: нужно в общем-то поймать как можно больше галеристов и музейных деятелей, которых в одном месте вы можете встретить только на каком-нибудь очень закрытом вернисаже.

В рамках «Антимузея» можно также увидеть аудио-визуальную инсталляцию "ELKA", созданную Дарьей Коноваловой-Инфанте. Тут взаимодействуют мир реальный и мир виртуальный таким образом: части инсталляции выполнены из материальных объемных предметов (например, ведерко металлическое), а другие детали проецируются на белую стену. Тем самым получается, что зритель дезориентируется в пространстве, когда видит летящие в корзину шары, почему-то куда-то пропадающие после столкновения с ведерком. Отличный контакт со зрителем, некоторые даже пытались поймать виртуальный шарик, как котята ловят солнечных зайчиков (трогательно).

В экспозиции и фотографии мусорных пакетов, и очки виртуальной реальности, позволяющие побродить по черному квадрату, который вездесущ в этом году, и голова Пахома внутри пирамиды, и многое другое. Как на любой выставке плеяды «молодых» - тут странно и весело. В зале с видео полуобнаженная девушка с котом на руках двигается по дороге вдоль поля под странную попсовую композицию и а-ля вэб-панковские симметричные арки и колонны сменяют одна другую хаотичном танце (осторожно, на мягких диванах можно сидеть у экрана очень долго). В саунд-арт комнате тема с взаимодействием звука была немного не докручена и не очень понятно, зачем над головой висит столько проводов.

Прием заявок на участие в Антимузее завершился сегодня 1 марта. Выставка продлится до 3 апреля 2016 года. Если проект проживет ни одну выставку и сможет представить всех тех, кто отправил заявку – будет идеально. Тогда Антимузей будет хорошим началом для выставочных проектов такого открытого и свободного формата. 

Скажем вам по секрету, 16 марта состоится второе открытие с полной сменой экспозиции.

 

 

Текст: Арина Романцевич 

Фото: пресс-служба Электромузея