Арт-шабаш на скорости 70 км/ч. Записки испуганного художника.

12 декабря состоялось открытие выставки «Из России в никуда», которая прошла прямо в вагоне подмосковной электрички. С места событий репортаж вела художник, коллажист, участник арт-группировки "ШУМ" Александра Прокопова.

«…В итоге мы все едем в никуда. Кто-то там окажется чуть раньше, кто-то чуть позже, но не факт, что все мы там встретимся вновь, так что единственный смысл зачем мы здесь находимся, заключается в том, как мы это проживем…», —  Никита Будкин – организатор арт-поезда.

Перфоманс Анны Сапуновой "Вечность на один день", выставка "Из России в никуда". Фото: Михаил Сидлин

Никита Будкин, организатор, до последнего держал интригу и не раскрывал карт. Участники знали только одно: выставка состоится прямо в вагоне, и выйдем мы на станции назначения одни, искусство же наше отправится дальше, в никуда.

С самого утра нас ждали автобусы, которые должны были отвезти нас в назначенное место к назначенному времени. Именно в этой секретной точке мы должны были загрузить весь свой арт в электричку и отправиться навстречу неизвестности.

Выставка "Из России в никуда". Начало. Фото: Наталья Казакова

Еще только упихиваясь в автобус с двумя огромными баулами, я поняла что будет эпично, потому что первым, что я заметила, была огромная музыкальная колонка. После взор мой скользнул на девушку с клеткой на голове, позже и на даму с косой. Тема смерти обещала быть раскрытой. По мере того, как автобус набивался всё более и более оригинальными личностями, я всё больше убеждалась, что эту ночь мне придется провести за решеткой. В красках представила я многочисленные наряды полиции, которые будут грузить нас по машинам, представила и то, как мы будем дружно сидеть в КПЗ и как много будет от нас там шума. Ибо разве возможно будет доказать представителям закона, что мы ничего не нарушаем? Поездка обещала быть увлекательной.

Выставка "Из России в никуда". Фото: Михаил Сидлин

Ехали мы долго, художники успели обсудить и проблемы арта в России, и образования, но самые жаркие споры среди художников вызвала тема – будет ли в электричке туалет. Меня, кстати, этот вопрос тоже интересовал.

И вот наконец мы на станции, ждём поезда. Никита раздает последние указания. Задача простая: загружаемся, организовываем гардероб, переодеваемся, дабы быть при параде и блёстках, делаем развеску и начинаем. Перегоны на этом направлении долгие, поэтому планируем, что нам никто не помешает. Я изрядно волнуюсь, так как всё ещё уверена, что ночь проведу за решеткой. Но, была не была, приближается наш поезд, отступать уже поздно.

Выставка "Из России в никуда". Начало. Фото: Наталья Казакова

Развеску провели быстро, каждый монтировал свой арт, кто быстро справился, помогал соседу, а кто-то украшал поезд. Все мы были единым организмом, все трудились во имя общего дела. Глядя на всё это, я вспомнила, как в детстве наш класс возили на сбор свеклы, ощущения похожие — все мы одна команда, все мы — часть корабля. Вообще люблю я совместную деятельность, в коллективе человек раскрывается, обнажает свою истинную натуру. Поэтому я вызвалась на общественные работы. Вместе с Анной Сапуновой мы развешивали дождик, украшая вход в нашу импровизированную галерею. Позже Аня показывала перформанс «Вечность на один день», который я, если честно, не поняла. Точнее я не поняла, в какой момент он закончился, кажется, и остальные тоже, но это не точно.

Монтаж выставки "Из России в никуда". Фото: Михаил Сидлин

Открытие выставки мы провели в тамбуре поезда. Никита Будкин произнес торжественную речь, великий русский художник Роман Мокров помогал держать ленточку, а девушка с косой торжественно перерезала её этой самой косой. Позже оказалось, что это была великая русская художница Настя Белова. 

Великая русская художница Настя Белова. Фото из FB великой русской художницы Насти Беловой

Если честно, чем именно пилили ленточку, я не видела, потому что была прижата к одной из стенок тамбура. Двигаться я не могла, происходящее только слышала, поэтому размышляла, упёршись носом в свитер очередного великого русского художника, о вместительности тамбуров подмосковных электричек. Оказывается, в час пик там смело может поместиться около пятидесяти человек, потому что именно столько нас и было. После приветственной речи мы все дружно прокричали «Ура!» и с важным видом вошли в «зал».

Открытие выставки "Из России в никуда". Фото: Михаил Сидлин

И вот тут-то я увидела, как же круто мы всё сделали. Это был самый настоящий арт-поезд! Свисающие инсталляции, «сидящие» инсталляции, стены, окна и потолок, завешаны картинами, новогодний дождик везде, красная ковровая дорожка, и даже диско шар, чёрт возьми. Во истину это было эпично. И тут я могла бы соврать, что я побежала все это рассматривать, но на самом деле я побежала в импровизированный бар за шампанским, мы ж на открытии, а алкоголь имеет свойство кончаться. Правда не в этот раз, но в тот момент я об этом еще не знала.

Открытие выставки "Из России в никуда". Фото: Наталья Казакова

Вцепиться сразу же в бокал шампанского было стратегической ошибкой, поезд качало, я постоянно обливалась (кстати, по моим наблюдениям, не только я), кроме того руки мои были заняты и роль репортёра начала меня тяготить, мне хотелось веселья и общения.

Но не думайте, что все мы там спокойно веселились, пьянствовали и вели светские беседы. Периодически нам поступала команда сесть на места, надеть маски, спрятать бокалы и изображать простых пассажиров, а всё потому, что мы подъезжали к очередной станции, и в любую минуту к нам мог войти тот самый наряд полиции, который бы дружно нас всех отвёз в КПЗ. В тот момент я разглядывала обстановку и пыталась представить себя тем самым обычным пассажиром, который вот сейчас на этой станции зайдет к нам в вагон. Меня вновь и вновь занимала эта мысль.

Что бы он увидел в первую очередь? Может быть сидящего бумажного бомжа —  инсталляцию Ивана Смирнова или огромного пенопластового голубя авторства Ксюши Послушай?

"Неизбежность голубя" Ксюши Послушай и Александра Weld Queen на выставке "Из России в никуда". Фото: Наталья Казакова

А, быть может, он зашел бы с другой стороны и увидел огромного розового робота из картона от арт-группировки «ШУМ», или кивающих в ритм поезда собачек, что расположились на импровизированном стеллаже, который заботливо смастерила Аня Проказова. Сложно предположить, что бросилось бы ему в глаза в первую очередь, но в любом случае человек этот испытал бы шок. Потом, кстати, я задавала многим вопрос: «А если бы ты зашёл в этот поезд и увидел бы всех этих странных людей, ты бы остался?». Многие девушки ответили, что точно б испугались, а вот парни чаще отвечали, что остались бы дабы узнать, что здесь происходит. Рада, что ребята и в XXI веке всё так же смелы и решительны.

"Удаленная связь" от арт-группировки "Шум" и "Еще чуть-чуть" Натальи Казаковой на выставке "Из России в никуда". Фото: Наталья Казакова 

За окном стремительно темнело, и подошло время для перформансов. Сначала меня поразил силой своего голоса Денис Мурыгин, который читал нам стихи, потом —  Анна Сапунова, а после и Настя Белова. Когда очередь поражать дошла до Владимира Шишака, я вспомнила, что в поезде должен быть туалет. В общем, выступление Владимира я пропустила, но уверена, что и он — великий русский художник.

Владимир Шишак и "Ромик в раю" Романа Мокрова, выставка "Из России в никуда". Фото: Наталья Казакова 

Когда я вернулась, все выступления были закончены, а речи — сказаны. Наступала моя любимая часть – дискотека! Но плясали мы недолго, потому что время нашего путешествия подходило к концу, пора было собираться. Важно было оперативно собрать свои вещи и мусор, в вагоне должно было остаться только искусство, которое отправлялось дальше в никуда.

Выставка "Из России в никуда". Фото: Михаил Сидлин

Кстати, нас-таки никто не арестовал и не отвёз в КПЗ, и мы спокойно вышли на нужной нам станции. Примечателен тот факт, что именно на этой станции в наш вагон вошли две дамы – наши первые зрители, и судя по тому, как они горячо махали нам в окно, они получили-таки свою дозу удовольствия. Ну а мы были рады, что рады были они. Вот так, словно по классическим канонам сюжета, закончилось наше путешествие. А вот как оно закончилось для нашего искусства – никто не знает.

"Призрачная перспеутива". Иван Симонов. Выставка "Из России в никуда". Фото: Лилия Ким

Участники: Никита Будкин (организатор), Мари Агаркова, Татьяна Антонова, Лиля Бабаян, Настя Белова, Наталья Казакова, Лилия Ким, Эдуард Крылов, Галя Масленникова, Миша Мира, Роман Мокров, Денис Мурыгин, Мария Першина, Анна Проказова, Ксюша Послушай, Анна Расторгуева, Яна Ростовская, Анна Сапунова, Саша Санникова, Иван Симонов,  Лени Сморагдова, Анна Фобия, Наталья Фролова, Владимир Шишак, арт-группировка «ШУМ», Саша BLA, Гоша Dufone, Weld Queen.

Выставка "Из России в никуда". Фото: Михаил Сидлин

"Удаленная связь", арт-группировка "Шум". Фото: Михаил Сидлин