Артур Кривошеин: «Абстрактная живопись – это точная наука»

На днях в галерее a—s—t—r—a закончилась выставка Артура Кривошеина «Продавец цветных ракушек». Это был дебют молодого художника, работы которого высоко оценили представители российского арт-рынка. В интервью нашему изданию Артур рассказал о пути из инженера в художники, о вдохновении и о тесном переплетении абстракции с точными науками.      

Текст: Полина Красильникова
Фото: предоставлены художником

Артур, ты сейчас живёшь в Париже. За что ты любишь этот город? 

Первый раз я был здесь ещё до ковида. Приехал и понял: мне здесь хорошо, возникают ассоциации с детством. Я часто думаю о прошлом и иногда мне хочется оставить что-то без изменений в быстро меняющемся мире. Париж возвращает меня в нулевые, в родную Уфу, в школьные годы. Конечно, я не живу прошлым, но я им вдохновляюсь.

Ты планируешь учиться во Франции?

Да, я выбрал несколько университетов в Париже и Страсбурге. Планирую поступать в ближайший год. А сейчас я хочу познакомиться с местными художниками, изучить особенности местной артистической среды. 

Как ты стал художником после Технического Университета?

Я рос среди художников. Мой дед – архитектор. Он писал репродукции и весь дом был увешан копиями Ван Гога и Айвазовского. Шесть лет я учился в художественной школе, затем дед готовил меня к поступлению в МАРХИ. Но так получилось, что я поступил в Бауманку, где изучал криогенику. Мне нравилась физика и точные науки, и я хотел учиться в Москве. Всё сошлось на Бауманке. Тогда мой художественный путь встал на паузу, но не прекратился.

Не проще ли было поступить в МАРХИ? Там бы ты реализовал любовь к точным наукам и к искусству

Я не жалею, что закончил Бауманку. Даже сейчас, вернись я назад, понимаю, что поступил бы также. Для меня было интересно отойти от искусства и научиться чему-то другому. А насчёт МАРХИ были сомнения: насколько востребована сейчас профессия архитектора, ну и некоторые организационные нюансы.  

Что ты взял из технической профессии?

Мне хотелось структурировать абстрактную живопись, сделать более понятной. Как сказал известный авиаконструктор «некрасивый самолет не полетит». Структура моих картин продуманная, можно даже сказать, инженерная. И в то же время не хотелось, чтобы мои картины выглядели как расчетная задача. Университет мне с этим помог. Плюс моя специальность - криогеника (сверхнизкие температуры) интересно выглядит визуально.

Значит, чтобы написать абстракцию нужно обладать инженерным умом?

Думаю, да. Без этого трудно, если, конечно, нет какого-то особого таланта. Конечно, мне есть над чем работать. Хочу, чтобы люди, глядя на мои картины, чувствовали что-то своё. Поэтому мои работы максимально продуманы, каждая деталь, каждый мазок. 

Почему ты комбинируешь рисунок и коллаж?

Мне нравится эффект неожиданности, который даёт коллаж. Когда ты срываешь бумагу, не всегда можешь предугадать результат. И от этого случайного результата отталкиваешься к другим действиям. Если бы у меня было только техническое образование, я бы так не смог. Только из формы картина не получится. Нужно хорошо чувствовать цвет. 

Как рождается идея новой картины?

Меня многое вдохновляет, я могу начать с чего угодно. Красивый сон, голубовато-сиреневый закат. Я могу вдохновиться, нанести несколько цветов и дальше все зависит о того, как я буду развивать события не холсте. Мне больше интересен промежуточный результат. Если не идёт, могу бросить работу. Но такое бывает крайне редко. Ещё вдохновляют художники. Например, колористика Пьера Боннара.

Расскажи о выставке «Продавец цветных ракушек»

Идея выставки зародилась года три назад, когда я начал заниматься абстракцией. На начальном этапе я больше увлекался фигуративом. Но впоследствии пришел к абстракции и «Продавец цветных ракушек» уже носит абстрактный характер. Основная работа выставки так и называется. Я написал эту картину после того, как побывал на пляже Этрета в Нормандии. 

Люди самых разных возрастов собирают ракушки. Можно даже сказать, что ракушки – универсальный предмет, связывающий нас с детством. Я постарался перенести ощущения детства на холсты и названиями направить зрителя к сути своих размышлений. 

Нет ли попытки в теме детства уйти от нашей непростой реальности?

Если абстрагироваться от происходящего, последние годы я чувствую себя уверенно. Я симпатизирую прошлому, но мне хорошо в настоящем. Сейчас время больших перемен, и я не хочу бежать от реальности. 

Что для тебя проснуться знаменитым? Ведь у тебя не было долгого и тернистого пути к известности

Возможно, так кажется, что первая выставка меня прославила. Но до выставки были четыре года интенсивной работы. Поэтому я не ощущаю эффекта неожиданного успеха. Я очень плавно и стабильно «рос». Например, о галерее a—s—t—r—a я узнал ещё в 2019 году, когда там выставлялся Николай Кошкош. Для меня это длительный процесс, который сопровождался поддержкой близких и друзей. 

Как ты совмещал работу инженера и живопись?

Совмещал в буквальном смысле: приносил в офис фломастеры и рисовал. Или мог в обед съездить домой и что-то подкрасить, а затем вернуться. Рисовал коллег. И каждый день после работы до полуночи рисовал. Кроме этого, я много читал о художниках, изучал работу галерейного бизнеса. Год такой интенсивной работы в какой-то степени заменил мне обучение.

На какие компромиссы ты готов пойти ради сотрудничества с галереями или ради заработка?

Со мной легко работать. А с галереей a—s—t—r—a у меня совпадает видение того, какой должна быть абстрактная живопись. К каким-то пожеланиям я могу прислушаться, но в итоге картина будет именно такой, какой я её вижу. Я понимаю значимость денег, но делать что-то только ради заработка я не готов. Как показывает практика, следование своим взглядам рано или поздно приводит к успеху и находит своего зрителя.       

Расскажи о своих планах

Прежде всего учёба, я смотрю на неё как на карьеру. Хочу организовать выставку за границей и продолжить работу в Москве. Я люблю Москву и Париж, планирую жить на два города. И, конечно же, буду улучшать технику своих картин, работать с инсталляцией.