Ася Филиппова: «Мы гордимся тем, что на протяжении всех этих лет остаемся абсолютно открытыми»
В конце января ЦТИ «Фабрика» отпраздновала свой 18-ый день рождения. Сергей Чебатков встретился с директором «Фабрики» Асей Филипповой и побеседовал о художниках старше 35-ти, «Бумажной памяти», и культурном изучении азиатских ландшафтов.
Текст: Сергей Чебатков
Телетрамплин: от детского телевидения к современному искусству и литературе. Фото Таня Сушенкова
31 января 2005 года на «Фабрике» открылась первая выставка современного искусства. Как в то далекое время вам виделась общая концепция развития проекта?
Как виделось развитие «Фабрики» тогда сказать мне сейчас, честно говоря, сложно. За давностью лет я могу уже исказить картину. В первую очередь, мы хотели создать пространство, где могли бы показывать свои проекты российские (московские преимущественно) художники, работающие в русле московской концептуальной школы.
Хочу напомнить, что на дворе стоял 2005 год, в Москве работало много прекрасных, талантливых художников, а институций, представлявших современное искусство, в тот момент было очень мало и показывать их проекты в то время было негде. Совсем недавно эти художники были неофициальными, но затем пришли 90-ые, все изменилось, и к началу нового века они становятся востребованными во всем мире и знаменитыми. Нашей главной задачей мы в то время считали создать выставочное пространство и сделать современное искусство видимым для жителей Москвы.
Впоследствии «Фабрика» стала обрастать другими проектами, связанными не только с выставочной деятельностью, но с самим процессом творчества и создания искусства, работой с сообществами и не только. Так наше изначально выставочное пространство превратилось в то, что работает сейчас - центр творческих индустрий.
Телетрамплин: от детского телевидения к современному искусству и литературе. Фото Таня Сушенкова
Вы были одной из первых отечественных институций, кто предложил творческое сотрудничество не только молодым талантам, но и художникам старше 35 лет. Почему это произошло?
Вы абсолютно правы. Все эти годы работы я остаюсь благодарной тем людям, которые с самого начала мне дали советы и вообще консультировали по поводу того, что нужно художникам, а что не нужно. Это были Сергей Мироненко, Андрей Филиппов, Елена Куприна-Ляхович. Наш первый выставочный зал мы открыли не просто так, а потому, что знали, что на тот момент это было важно и нужно для всего художественного сообщества.
И в 2012 году, когда все институции помогали только молодым художникам, мне посоветовали сделать что-то для тех, кому больше 35 лет. Многие художники в этот момент резко оказываются вне зоны внимания: считается, что к этому возрасту они уже должны добиться успеха, прославиться и не нуждаться в поддержке. Но не все художники склонны планомерно выстраивать свою карьеру и в установленные сроки стать звездами арт-сцены. Об этой проблеме мы говорили с Еленой и в результате ориентировали программу «Фабричные мастерские» именно на этот возраст. Это оказалось очень правильным решением. С одной стороны, проект выделил нас среди других институций, с другой стороны, он был действительно важен для художественного сообщества в тот момент.
Сегодня помимо «Фабричных мастерских» для взрослых» нам интересно работать и с подростками, и со студентами, планируется в ближайшее время запустить новые программы в этом направлении. В целом мы склоняемся к тому, чтобы отойти от строгих возрастных рамок, меньше ориентируемся на возраст и просто поддерживаем художников, которым нужны мастерская и пространство для творчества.
Выставка Хаима Сокола «Бумажная память», 2017 год. Фото предоставлено ЦТИ Фабрика
За время существования «Фабричных мастерских» их участники сделали множество выставочных проектов. Можете рассказать о наиболее значимых из них на ваш взгляд?
С большим удовольствием скажу, что одним из продуктов наших мастерских был проект Хаима Сокола «Бумажная память», который идеально соответствовал собственно назначению и устремлению этой программы и впоследствии был номинирован на премию «Инновация».
Хаим, работая в мастерской на «Фабрике», сделал проект, посвященный людям, работавшим здесь в индустриальном прошлом. И это был не просто проект, когда визуальная составляющая подходит к пространству. Три месяца он провел в нашем архиве. Это был очень глубокое исследование истории фабрики и жизни людей, которые работали на этом месте на протяжении ХХ века: на основе архивных данных были сделаны книги, состоявшие из портретов сотрудников, и листы с выдержками из их биографий и образцов бумаги, сделанной здесь же. Сейчас мне очень хочется продолжить работу с Хаимом над этим проектом и сделать «Бумажную память - 2». Это пока мечта, но я надеюсь, она воплотится.
Конечно же, было много и других прекрасных проектов. И, надо сказать, что с началом пандемии я решила, что 2021 и 2022 годы у нас станут годами, когда мы будем показывать только длительные персональные выставки тех художников, которые уже долго работают на «Фабрике» в «Мастерских». Это Хаим Сокол, Алиса Йоффе, АСИ (Агентство сингулярных исследований), Валерий Чтак, группа «ЕлиКука», Алексей Булдаков и другие. На данный момент нам удалось показать персональные выставки Алисы Йоффе и Валерия Чтака, последняя только что закончилась. Но я надеюсь это продолжать. Очень хочу, чтобы весной у нас открылась выставка АСИ (Анны Титовой и Стаса Шурипы).
Выставка Хаима Сокола «Бумажная память», 2017 год. Фото предоставлено ЦТИ Фабрика
С годами «Фабрика» превратилась из сугубо отечественной в международную институцию. Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных проектах в области международного сотрудничества.
Я могу сказать, что одним из самых интересных, важных и сложных для нас стал проект «Теле-Трамплин. От детского телевидения к современному искусству и литературе», который мы показали ровно год назад. Он был создан в сотрудничестве с посольством Швеции, и курировала его Мария Линд - советник по культуре Швеции в России.
Эта выставка, как я уже сказала, прошла у нас ровно год назад, включала работы художников из разных стран, посвященные детским телепрограммам, популярным в 70-80 годы 20-ого века. Это именно те передачи, на которых выросло и было воспитано целое поколение сейчас уже взрослых активных людей. Большинство художников тоже принадлежат к нему, темы, рассмотренные ими – сила мифа, работа памяти, цензура, двойственность милого и очаровательного. Выставка впервые открылась и была показана в Москве. Затем проект поехал в Швецию, и был там поочередно представлен уже в нескольких шведских музеях. Я только что вернулась из поездки в один из них, где увидела версию, адаптированную под музейное пространство – это был очень интересный опыт!
На Фабрике развивается программа «Художник в резиденции». В последние годы в резиденциях были представлены в основном художники из Австрии и Швейцарии, в 2022 году к нам приезжала очень интересная художница из Японии Юмико Оно со своеобразным исследованием мировой архитектуры.
Что касается нынешнего момента, то сейчас, как и многие, мы находимся в некоем переходном периоде. Нам явно придется в этом году переориентироваться и изучить культурный ландшафт таких стран, как, Индия, Турция, Азиатские страны, Армения и другие страны постсоветского пространства. Я уверена, что там есть художники, которым интересно приехать в Москву даже сейчас, в наше непростое время для того, чтобы зафиксировать эту реальность. Такую напряженную реальность. Для художника это может быть очень интересным опытом, очень важным исследованием.
Поэтому в 2023 году, я думаю, мы сосредоточимся на том, чтобы найти таких художников и пригласить их к нам в резиденцию.
Новогодний Черный рынок: Подарки для друзей. 2022 год. Фото Тани Сушенковой
Как мы уже сегодня выяснили, «Фабрика» — это не только выставочные пространства, но и полноценный культурный центр. Можете сказать несколько слов о ваших резидентах?
Некоторые наши резиденты находятся на «Фабрике» практически с самого начала, с 2005 года и остаются с нами все эти годы, за что мы им очень благодарны. Это Большой Фестиваль Мультфильмов. Это LIQUID THEATRE, который неоднократно становился лауреатом премии «Золотая маска». Это компания «Квадраттруба», которой нет равных в дизайне интерьеров для общественных пространств, ресторанов и вообще больших и красивых пространств для людей.
Это любимое всеми издательство Ad Marginem, которое тоже с нами практически с самого начала. В прошедшем году мы возобновили практику организации совместных ярмарок/фестивалей «Черный рынок», теперь они должны проходить регулярно. Это некоммерческие, благотворительные ярмарки, объединяющие независимых книгоиздателей, наших резидентов, музыкантов, любителей книг и растений, да и просто свободных творческих людей. Нам очень важна энергия, которая рождается благодаря этим мероприятиям.
Новогодний Черный рынок: Подарки для друзей. 2022 год. Фото Тани Сушенковой
Теоретически может ли сегодня получить поддержку «Фабрики» художник с интересным проектом, но пришедший абсолютно «со стороны»?
Да, безусловно. Мы гордимся тем, что на протяжении всех этих лет остаемся абсолютно открытыми. Любой художник может зайти на наш сайт, найти в разделе «Контакты» адрес электронной почты и прислать на него заявку на выставку. И так делают совсем разные художники. Это могут быть и студенты. Это могут быть совсем взрослые художники из Москвы и других городов. Это могут быть кураторы, у которых есть идея проекта, и которые хотели бы его на «Фабрике» показать.
Мы на равных основаниях рассматриваем все проекты, которые получаем. И многие из них встают в выставочный план и затем показываются на «Фабрике». Например, буквально на ближайшее время у нас запланирован проект студентов, которые учатся в Высшей Школе экономики. И вообще, за последний год, по-моему, все школы современного искусства, которые работают в Москве, так или иначе, что-то показали в наших пространствах. Мы абсолютно демократичны и открыты для любых предложений. Это наша принципиальная позиция.
Москва, Переведеновский переулок, д. 18
Часы работы: Со вторника по воскресенье 12:00 — 20:00
Вход на выставки свободный