C 9 ноября в ЦСК «Флигель» во Владимире выставка «Гляньки. Деревенский оп-арт» Сергея Вахотина

Вот что организаторы прислали о выставке.

Среди почти трех десятков выставок, экспонировавшихся в галерее «Флигеля», который через месяц с небольшим отметит три года работы, эта заслуживает отдельного внимания. Во-первых, нужно представлять, кто такой Сергей Вахотин. Во-вторых, что за штука оп-арт и где мы с ним пересекались. И в-третьих, как возникла идея выставки.

За недолгий по меркам мировой культуры срок работы ЦСК «Флигель» заслужил репутацию мультиформатного пространства, где уживаются эксклюзивные выставки федерального уровня, перформансы всех жанров, дегустации вина с концепцией и детские дни рождения.

Но день рождения с вернисажем во «Флигеле» состоится впервые.

Полина Вахотина, основательница и владелица легендарного букинистического магазина «Эйдос», человек, разрывающий шаблоны и воплощающий в жизнь иллюзии, решила, что лучший подарок к собственному дню рождения она может создать сама, став куратором выставки деревенского оп-арта своего мужа Сергея. Он и сам пару дней назад отметил день рождения.

Правда, как пишет Анна Бражкина (историк, глубже прочих владимирцев погруженная в теории и практики современного искусства):

«Вахотин — не совсем оп-арт в узком, геометрическом, смысле (хотя и классические вещи у него случаются). Но игры с реальностью, её перемасштабирование, переведение на другой — молекулярный, геологический, статистический, галактический — уровень есть его постоянное времяпрепровождение. Мы знакомы с ним всю нашу сознательную жизнь, и всё это время он проповедует "переходы реальности"».

Оп-арт – это и впрямь искусство иллюзии. Оп-арт (optical art) — довольно необычная для зрительного восприятия разновидность художественной живописи. Особенностью и отличительной чертой этого направления является оптическая иллюзия, чаще всего вызванная спецификой изображения. Человеческий глаз воспринимает увиденное искажённо, иногда кажется, что картина движется, структура может быть воспринята как трехмерная или в нескольких плоскостях. Если кто помнит Джоконду из цифр и символов – иллюзионистские шутки программистов и операторов ЭВМ прошлого века – вот это оно.

Оп-арт возник еще в конце XIX века. Тогда в одном из научных журналов были изображены две круглые плоскости, создававшие иллюзию движения. Много позже, в 1965 году француз Виктор Вазарели (Victor Vasarely) представил свои работы. Например, одна из них, Duo-2, представляет контраст холодных и тёплых оттенков, создающих трехмерную иллюзию и наложение фрагментов картины друг на друга. Чем больше смотрите — тем больше расфокусированности, восприятие интересно искажается, создавая необычные формы и линии.

Оп-арт считается иллюзией. На картинах мы видим прямые и изогнутые линии, геометрические фигуры. Все это является частями своеобразной головоломки, которая становится цельной, соединяется в более сложные фигуры, создающие иллюзорные эффекты изображения. Научно доказано, что все визуальные иллюзии видит не только наш глаз, но и мозг. Именно мозг создает эти эффекты движения, глубины и трехмерности.

Сергей Вахотин создает свои иллюзии-линии простыми средствами.

Чаще всего, рисунок состоит из одной причудливо извилистой линии, как и кураторское описание к выставке Полины Вахотиной – это одно длинное предложение, вместившее множество смыслов:

«Сергей Вахотин –  каменщик и археолог-полевик, житель Танаиса, Ростова и Таганрога, но это в прошлом, а сейчас он – житель деревни Алфёрово, хозяин собаки и двух котов, гений кофейной турки и созерцатель природы средней полосы России, хотя нельзя не отметить, что созерцательность присуща Сергею изначально, так же, как любовь к загадкам мироздания, музыке и тайне восприятия жизни, и из этого бэкграунда складывается графика деревенского оп-арта, когда карандаш или ручка идут за мыслью, а от мысли не отвлекает ни внешняя суета, ни желание сказать слово в искусстве, только музыка и надобность кормить собаку и котов, так что в этом смысле выставка сложилась случайно, а точнее – когда «сложился» соседний старинный деревенский двор с кучей старинной же дранки, которую тесали топором сто лет назад, чтоб была легкой и непромокаемой, и она честно служила все сто лет, а теперь послужит последний раз, как обрамление преходящим  преходящего, ибо всё это исчезнет и забудется, как исчезли и забылись миллионы художников зубилом по камню, тушью по бумаге, краской по штукатурке, палочкой по песку, как исчезли и забылись миллионы жителей домов, покрытых лёгкой дранкой, но сейчас мы ещё здесь, и рука ткёт узоры, рождая пузыри необязательных смыслов и неточных ассоциаций, привлекая случайный – глянь ка – взгляд случайного (это ты) посетителя».

В экспозицию вошли графические работы Сергея с элементами оп-арта в авторских рамках из дранки, созданные женой, Полиной Вахотиной.

Музыкальное сопровождение — аудиоспектакль, написанный специально для выставки музыкантом Никитой Ложкиным, — передаёт атмосферу, в которой автор создавал все эти годы свои оп-арт иллюзии.

И аудиоспектакль также пробуждает иллюзии, вы, как наяву увидите старый дом, давным-давно сложенный из дубовых тесаных бревен, их годами оклеивали газетами и обоями, а теперь они на виду.  Между бревнами – мох, в каждом бревне - прихотливая трещина. Это красиво.  Старинную же большую русскую печь на кухне разобрали, теперь здесь стол, на нём почти всегда горит лампа – в кухне темновато, а от лампы уют. У стены топчан, на нем лежит большая умная собака с острыми ушами и разными глазами, один карий, другой голубой. Рядом с ней – ещё один кот, чёрный и мягкий, как тень. Рядом с плитой чайники, большая турка для кофе и турка поменьше. На полке посуда и разная утварь. Экран монитора стоит на большом столе, над столом  — советская складная лампа. Под ней, рядом с мышкой и клавиатурой, любит лежать кот. Когда дождь, кот приходит мокрый, и тогда человек его промокает салфетками, и только потом можно улечься под лампу, досыхать. Или пойти на большую самодельную кровать, стоящую у стола, если человек курит, кот этого не любит.

И кот, и пес, и бывшая печь, и нынешний уют старого дома – всё это в замысловатых линиях Сергея Вахотина. Нужно только правильно выбрать угол зрения. Или настроить мозг.

На открытии выставки «Гляньки. Деревенский оп-арт», которое состоится 9 ноября в 18 часов, Сергей и Полина Вахотины поделятся историей создания работ, научат расшифровывать язык образов и линий и смело следовать за иллюзиями в мир оп-арта.

К выставке приурочена параллельная программа, которая включает лекции, кинопоказы, перформансы, мастер-классы, дискуссии, концерты – где иллюзии станут явью. С афишей параллельно программы можно ознакомиться на сайте https://www.fligel.center.

Время работы выставки: c 9 ноября по 3 декабря с 12:00 до 21:00, без выходных. Вход свободный.

Центр современной культуры «Флигель». Владимир, ул. Девическая, д.8.

18+