Черекаева Юлия

Юлия Черекаева родилась в Москве в 1977 году в семье инженеров. Белокурая девочка с ясными добрыми глазами, с игривой ямочкой на правой щеке. Мама научила дочку общению с  природой, а папа стал примером настойчивости.  

Уже в детские годы  Юлия поняла, как сильно её восхищают люди и цветы, всеми способами она старалась впитать их красоту: рисовала портреты,  а с прогулок возвращалась с большими душистыми букетами. Путь Юлии был долгим, но в итоге она нашла способ соединяться с прекрасным и делиться своим восторгом с другими. Её подлинной силой оказалась живопись. 

Общаемся мы с Юлией через скайп. Во время нашего разговора она сидит у дома в саду. Здесь же находится и мастерская художницы. «Это пространство появилось благодаря моим родителям, и я здесь много времени провожу», – говорит Юлия и неторопливо принимается за рассказ о своём детстве:

Мои родители приехали в Москву издалека: мама из сибирской деревни Средняя Шушь, папа с Украины. Всю жизнь они проработали на московском строительном заводе. 

Мама всегда любила природу и искусство. Самые яркие воспоминания из детства – наши семейные поездки в её родную деревню и походы на выставки классической живописи и импрессионистов. Деревня расположена в долине, окруженной горами – мама восхищалась этой красотой, и её чувства передавались мне. Она учила общаться с цветами, деревьями, погружаться в тишину. Единение с природой наполняло меня вдохновением и радостью, которыми непременно хотелось делиться. Я с упоением рисовала. 

Папа был немного другим: жесткий, целеустремленный, это мне в нем и нравилось. Он стал для меня настоящим образцом стойкости. Я его очень люблю и уважаю. Сейчас мы с ним ведём интереснейшие дискуссии о современном искусстве. Но признать за мной право называться художником он согласен лишь в случае, если я начну писать как Рафаэль. 

В тот момент, когда Юлия говорит об отце, сзади нее появляется мужская фигура. Художница оборачивается и мягко произносит: «Пап, мы тут немного заняты…можно я сама потом сделаю? Спасибо». Возвращается ко мне, смеется: «На время карантина снова оказались все вместе. Как в детстве», и продолжает свой рассказ:

Однажды я нарисовала портрет подружки. На мой взгляд, он был прекрасен. Я невероятно гордилась собой и показала его школьной учительнице по ИЗО. Она очень жестко раскритиковала работу и поставила трояк. После этого я перестала получать удовольствие от рисования и страшно боялась ошибиться.

Было много творческой энергии и хотелось где-то ее реализовывать. Начался период театра. Я активно участвовала в деятельности школьного театрального кружка. 

Закончив в 1994 году школу, я и подумать не могла, что в будущем стану заниматься искусством профессионально. К творцам в нашей семье относились как к небожителям, куда простым смертным путь закрыт.

После школы я совсем ничего не понимала: кто я, где я и чего хочу. Времена были непростые, и я сделала самый понятный для меня на тот момент выбор, пошла в профессию, которая будет приносить деньги. Получила финансовое образование в Плехановской академии и восемь лет проработала в банке. В этот период я активно строила карьеру, а моя творческая часть находила себя в организации всевозможных корпоративных мероприятий. 

Однако мне не хотелось идти по заданному сценарию – родился, женился, умер. Ведь так всю жизнь провести можно, не приходя в сознание. Для меня до сих пор нет ответа, почему именно живопись. Я просто получаю от неё удовольствие несравнимое ни с чем. Найти эту страсть мне, безусловно, помогла психология. 

Уже на первом курсе Плешки я поняла, что буду изучать эту науку. Правда, в то время поменять направление не позволял менталитет, и психологическое образование я получила ближе к тридцати годам. Мои основные специализации – гипнолог и арт-терапевт. Я занимаюсь частной практикой и люди, которые ко мне приходят, вдохновляют на создание новых картин. Когда я их пишу, мне удается лучше понять мир человека, с которым работаю.

Мы переместились в мастерскую художницы. Юлия увлекательно рассказывает о своих работах, и неожиданно замирает у подоконника, на котором лежит плюшевый кот.  «Его я купила в период тотального безденежья и раздумий о том, что, возможно, иду не в том направлении. Мне было очень тяжело и захотелось немного радости. Он стоил недорого, и я решила, несмотря ни на что, подарить себе счастливый момент. Теперь этот кот всегда рядом со мной. Напоминает, что даже в трудные времена, важно себя баловать, находить повод для счастья». Далее Юлия подходит к одной из своих картин из серии «Иллюзия безопасности» и продолжает:

В 2012 году мы с подругой отправились на тренинг по правополушарному рисованию к Павлу Сивкову в «Школу креатива». Я даже не думала, к чему это приведёт. Павел свои занятия строил на идеях Бетти Эдвардс о правополушарном рисовании. Упоминать об этом в серьёзных арт-кругах считается неприличным, но мое сознание перевернули именно эти тренинги. Я впервые после долгого перерыва поверила, что могу рисовать. 

Вот я что-то вывожу кистью на бумаге и понимаю: передо мной появляются потрясающие вещи. Это какой-то невероятный восторг, после которого приходит резкое осознание: «Я могу!» Я все работы того времени нежно храню. В периоды творческих кризисов я к ним возвращаюсь и подпитываюсь ощущением восторга, который тогда пережила. 

Тренинги Павла стали только первым шагом, неким прорывом. Раскрыв в себе творческую энергию на его занятиях, я принялась за серьезное обучение живописи, начала ставить собственные эксперименты. Мама после долгого путешествия в горах привезла замечательную картину уличного художника, и я сделала её копию, чтобы набить руку. В 2014 году с этой работой меня пригласили на первую для меня групповую выставку в Люберецкой картинной галерее. 

На первой выставке я не ощущала себя художником, скорее ходила как зритель: слушала, впитывала, общалась. Тогда я впервые поняла, что это возможно – выставлять свои работы. Позже познакомилась с Натальей Баженовой и с ней начала развиваться в живописи профессионально. В её мастерской написала серию картин «Мир говорит», с которой участвовала в первой серьезной для меня групповой выставке «Грани реальности» в Тушинской галерее. Это был 2017 год. В этот раз я очень сильно волновалась. 

Именно на «Гранях реальности» я осознала, насколько важно для художника взаимодействие со зрителем. Стала активно писать  и чаще выходить в мир. В этот период вступила в Международный художественный фонд, от них принимала участие еще в нескольких небольших выставках. 

После того как прошли первые этапы знакомства с живописью, захотелось новых знаний. Я решила освоить академические каноны, училась у Юрия Григоряна (мл). Хватило меня ненадолго: слишком много ограничений. Кому-то это подходит, у меня же напрочь пропало желание писать, снова появился страх ошибиться. Я испугалась, что снова скачусь к своему первоначальному состоянию «не умею рисовать».  Для меня важно иметь возможность допускать ошибки. 

Похожий страх появляется, когда пишу на заказ. В основном это интерьерные картины. Но я позволяю себе ошибаться и уже знаю, что если работаю по запросу – первую неделю будет много экспериментов. Ближе к финалу включаю своего критика и вношу необходимые корректировки. 

Совсем недавно я начала активно продвигать себя именно в концептуальном искусстве. Очередной и, наверное, самый мощный прорыв в плане веры в себя произошел после персональной выставки в 2019 году «In-Out-In». Именно после нее я на глубинном уровне признала за собой право быть художником. Сейчас я работаю над двумя проектами. Один, «Ключи доступа», основан на моем внутреннем видении людей, с которыми взаимодействую как психолог. Два холста для каждого человека. На первом – его состояние в начале наших встреч, а на втором – то, каким человек от меня уходит после терапии. 

На второй проект я вдохновилась реалистическими картинами Полины Ишхановой. Я выбрала несколько женских портретов, которые меня особенно впечатлили, и через собственные холсты передала зрителям то, что увидела на картинах художницы.  Женственность, красота, нежность  – что стоит за этими понятиями? В моменты, когда женщина остается наедине с собой, о чём она думает, мечтает, тревожится? Какая она – настоящая? В серию входит четыре картины – это небольшие остановки, мгновения из жизни разных женщин, написанные в технике абстрактной живописи.

Я не знаю, что будет завтра: вокруг так много интересного. Я стараюсь идти за любопытством: пробовать, менять траекторию, если нужно, несмотря ни на что. Идти куда хочешь и всегда улавливать внутренний импульс: «Ой, а что здесь интересного».

Не могу сказать, что верю в идею «судьба ведет», но есть у меня глубокое убеждение, что, если постоянно держать в голове свою главную цель и делать при этом какие-то шаги в ее направлении, в итоге все сложится одно к одному. А какими путями к этой цели идти, насколько они будут длинными и извилистыми – неважно. Это невозможно просчитать.

И, конечно, очень ценна поддержка близких.  Для меня это родители, муж, брат, дети. Они моя опора. Благодаря им я смело могу экспериментировать. Также огромную роль играет возможность общаться и развиваться в арт-сообществе. Коллективный разум даёт много новых идей для творчества.

Текст: Елена Тверитина