Четвертое измерение в искусстве: теории, практики и перспективы

В живописи нужно исходить из плоской поверхности: не пытаться ее скрыть или представить дело так, что ее нет.

Дэвид Хокни

Текст: Ирина Зайцева

Когда мы стоим перед настоящим произведением искусства, мы оцениваем сюжет, композицию, концепцию, наш взгляд скользит между деталями, цепляется за яркие пятна, погружается в отдельные мазки и линии, гуляет между светом и тенью, а мозг получает букет новых сигналов о том, что больше нет границ. Есть вещи, которые способны погрузить зрителя глубоко и настроить на широкое восприятие мира и смыслов. Самое прекрасное – то, что новые измерения зачастую доступны в пределах плоскости холста. 

Отбросим субъективность восприятия. Мотивы других измерений в искусстве появились вместе с развитием идей объемной математики в конце XIX – начале XX веков. Теорию о том, что наш мир состоит из более, чем трех видимых измерений не стоит путать с теорией пространства-времени, где к трехмерному объекту добавляется размерность времени. 4D – это пространство с четырьмя вещественными координатами. Аналогично тому, как трёхмерный мир состоит из двумерных плоскостей, расположенных на третей оси, четырехмерность можно определить как трехмерные пространства, расположенные на четвертой оси координат. 

Новая визуальность Пикассо

Одним из главных популяризаторов четвёртого измерения среди художников был математик и страховой агент Морис Пренсе. В Париже начала ХХ века авангардные идеи подхватывались с легкостью, новые течения рождались один за другим. В кругу художников-единомышленников таких как Делоне, Дюшан, Пикассо, а позже и других из группы Пюто Морис Пренсе рассказывал о недавно изданном научно-философском труде Анри Пуанкаре Наука и Гипотеза.  Поднимались вопросы о постулатах и предположениях в геометрии и теории многомерного пространства. 

Эти разговоры и вдохновили Пабло Пикассо на создание картины «Авиньонские девицы», которая ознаменовала зарождение кубизма. После розового и в процессе африканского периода живопись Пикассо вновь начала меняться. Работы стали отображать не только то, что видит художник, но и то, что он может помыслить. 

Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы», 1907

Огромное полотно размером два на два метра впечатляет. Из осколков простыней и кулис словно вырываются девушки, устремляют открытые взгляды на зрителя. Ваза с фруктами на переднем плане подчёркивает натуральность такой сцены. Лица упрощаются до подобий иберийских ритуальных масок, тела и формы становятся объектами в многомерном и диком пространстве. Мы видим одновременное использование нескольких ракурсов. Лица некоторых девушек написаны анфас, а носы в профиль. Упрощение реальности до основных форм и отказ от прямой перспективы говорит, кроме прочего, и о влиянии Сезанна. Конечно же, невозможно определить, что в голове у гения, но четвертое измерение, так же как африканское искусство определенно стали источниками вдохновения для Авиньонских девиц. 

Пикассо работал год над этой картиной. Когда она была готова, он показал работу художникам своего круга и друзьям. Отзывы были ужасающими. Тогда ни Дерен, ни Матисс не оценили новой визуальности.  Широкой публике картину показали еще спустя несколько лет.  Пабло Пикассо, непонимание, разумеется, не остановило, а кубизм, новые направления, глубины и грани искусства продолжили развиваться. 

Пабло Пикассо, «Портрет Амбруаза Воллара», 1910

Четырехмерная вселенная Дюшана

Марсель Дюшан, входивший в группу «Пюто», разумеется, был знаком с многомерной математикой, особенный интерес у него вызывало четвертое измерение и способы его показать через искусство. В поисках он проходил этапы кубизма, отображая разные ракурсы, глубину пространства, физическое движение и полет мысли на одном полотне. 

Марсель Дюшан, «Портрет шахматистов», 1911

Марсель Дюшан, «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912

По настоящему прогрессивной и уникальной в плане многомерности является Большое стекло, над которым Дюшан работал с 1915 по 1923, а также обдумывал и дополнял текстом еще в течение нескольких лет. Он говорил о Большом стекле: «Главное для меня — это чувство, что я ничего ниоткуда не заимствовал, ни у кого, ни у какого художественного направления или еще откуда-то. Вот поэтому мне эта работа так нравится».

Марсель Дюшан, «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах» (Большое стекло), 1915-1923

Полное название работы – «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах». Два больших стекла расположены одно над другим. На верхнем помещена трехмерная проекция невесты, находящейся в четвёртом измерении. Дюшан комментировал: «Тень четырехмерной фигуры в нашем пространстве будет трехмерной тенью. Если тени являются двумерными проекциями трехмерного мира, то трехмерный мир — это проекция четырехмерной вселенной». На нижнем стекле, которое символизирует трехмерный мир, изображены 9 фигур холостяков, напоминающих прищепки. Как пояснял автор: «Невеста обнажается перед удовольствием, которое унизит её». На переднем плане изображен загадочный механизм. Работа выполнена в смешанной технике – Дюшан использовал не только стекла, но и масляные краски, лак, проволоку и пыль. Финальный вид Невеста, раздетая своими холостяками приобрела позже. В 1926 году стекла были разбиты во время транспортировки после выставки. В 1936 году художник восстановил картину. Она приобрела завершенность только тогда, когда мир невесты и холостяков стали связывать симметричные трещины.

Датуна, Google Glass и слои пространства культуры

Современный художник Дэвид Датуна тоже использует стекло как метод исследования четвертого измерения. У него есть серия скульптур, созданная из оптических линз. Одна из самых известных – «Портрет Америки» – национальный флаг, покрытый линзами очков. По задумке автора зритель углубляется в другое измерение и исследует арт-объект тоже с помощью очков – Google Glass. Работа была представлена в 2014 году в Национальной портретной галерее Вашингтона. Скульптура Датуны оживала, проецировала фото и видео, связанные с историей и культурой Америки. Это счастливый пример работы, которую публика поняла и приняла сразу. Новые технологии, как мост между зрителем и искусством, позволили добиться высокого уровня вовлечения. 

Дэвид Датуна, «Портрет Америки», 2014

На данный момент один из флагов Датуны разбит. Художник сломал его в начале 2021 года, чтобы пробудить американцев вспомнить о демократических идеалах. Возможно, работа будет однажды восстановлена и приобретет новые смыслы. 

 Дэвид Датуна, «Призыв вернуться к реальности», 2021

Библейский гиперкуб Дали

Тема четвертого измерения вместе со снами и параллельными вселенными волнует и сюрреалистов. Легендарный Сальвадор Дали тоже обращался к математике и был ей невероятно вдохновлен. Более того, он стремился привести к общему знаменателю достижения науки, католические ценности и каноны живописи великих мастеров. Все это отразилось в направлении ядерного мистицизма Дали. Самая яркая картина этого периода – «Распятие или гиперкубическое тело».

Сальвадор Дали, «Распятие или гиперкубическое тело» (Corpus Hipercubicus), 1954

В ночном небе воспарил Иисус, распятый на развертке гиперкуба. Сцену с упоением созерцает жена и муза художника – Гала в образе Марии Магдалины. В этом распятии нет гвоздей и страданий, но есть смиренность и переход Христа в четырехмерный мир. Дали был первым, кто провел параллели между разверткой тессеракта и крестом. 

Гиперкуб (тессеракт) – это аналог трехмерного куба в четырехмерном пространстве. Если куб можно перевести в два измерения, разложив его в многоугольник, состоящий из 6 квадратов, то четырехмерный гиперкуб в трехмерном пространстве примет вид фигуры из восьми трехмерных кубов

Позднее Дали даже консультировался с математиками по пространственным задачам и возможным сюжетам картин. Начиная с 1975 года математик Томас Банчофф профессор престижного Брауновского университета помогал художнику. 

Сальвадор Дали, «В поисках четвертого измерения», 1979

Геометрия четвертого измерения

Еще одной важной фигурой, повлиявшей на художников ХХ века и их интерес к четвертому измерению, был философ и теоретик Петр Успенский. Его главная идея заключалась в том, что четвертое измерение дополняет третье чувством пространства, движения и времени. А основное свойство четвертого измерения – это необратимость процесса изменения в каждый момент. Успенский отмечает, что наши органы восприятия имеют свои ограничения, которые корректируются разумом. Мы можем помыслить то, что недосягаемо для глаз. На картинах мы видим только поверхность холста, а сами изображенные объекты понимаем с помощью ментальных концепций. По Успенскому роль художника схожа с ролью проводника в другой мир, который создает искусство и учит зрителя видеть больше и дальше. 

Свои теории Успенский сопровождал визуальными пояснениями – часто это были лишь геометрические формы: сферы, кубы, линии. Но символизировали они реальные или метафорические объекты. Труд Успенского – «Четвёртое измерение» 1909 года — вызывал дискурсы и привлек немало последователей. Супрематисты во главе с Казимиром Малевичем были, разумеется, в их числе. Работы Малевича этого периода состоят из геометрических объектов, напоминающих сечения фигур из высших измерений. 

Казимир Малевич, «Супрематизм. Живописный реализм футболиста. Красочные массы в четвертом измерении». 1915

Композиции Малевича зачастую состоят из фигур на белом фоне. Фон-пространство играет отдельную роль космического измерения, которое наделяет картину мистическими свойствами, подчеркивает неподвластность объектов физическим законам. По словам художника, супрематические композиции — это только порождение свободной творческой воли. Малевич писал: «Повешенная плоскость живописного цвета на простыне белого холста дает непосредственно нашему сознанию сильное ощущение пространства. Меня переносит в бездонную пустыню, где ощущаешь творчески пункты вселенной кругом себя».

Казимир Малевич, фото картин на выставке «0,10», 1915

Геометрию и глубину пространства для погружения в четвертое измерение и эмоции использовал и сюрреалист Роберто Матта. Его работы, помимо потусторонности и загадочности, очень чувственные. Их невозможно интерпретировать однозначно. Как выражались критики его недавней выставки в Эрмитаже в 2019 году: «Это нечто неземное, иррациональное, четвертое в нашем измерении». 

Роберто Матта, «Внутренний ландшафт», 1943

Четвертое измерение как относительно новое направление и предмет изучения в мировом искусстве, кажется, будет оставаться важной темой для многих авторов, а способы его изображения будут естественно развиваться. Мы рассмотрели только часть канонических примеров работ художников на эту тему. Однако эта подборка будет неполной без замечания арт-критика Мартина Гейфорда: 

«Сущность картины составляет то, что она двумерна, но стремится представить трехмерный мир. В этом смысле картину можно сравнить с картой. В самом деле, карта — это особая, весьма специальная разновидность картины. Картограф призван описать особенности криволинейного объекта — Земли — на плоскости. Сделать это с абсолютной точностью, как было доказано давным-давно, геометрически невозможно. Поэтому все карты ущербны, все они отличаются неполнотой, отражающей интересы и познания их создателей. То же самое можно сказать и о картинах. Все они представляют собой попытки разрешить проблему, абсолютное разрешение которой невозможно. При этом неполных решений может быть бесконечное множество. У каждого из них свои достоинства и недостатки.»

При подготовке использованы материалы: 

1. Ибаньес Рауль, Мир математики: т.6 Четвертое измерение. Является ли наш мир тенью другой Вселенной. 2014

2. Дэвид Хокни и Мартин Гейфорд, История картин, 2017

3. https://www.bbc.com/culture/article/20160511-the-painter-who-entered-the-fourth-dimension

 

Гиперкуб