Демиен Херст является одним из самых радикальных и богатых из ныне живущих художников. Кто-то считает его грязным манипулятором, зашибающим огромные деньги, кто-то, наоборот, считает его творения, чуть ли не вершиной современного искусства. Во всяком случае, каждая его работа вызывает ожесточенные споры. Работы Херста «Тысяча лет» - одна из самых провокативных, в стеклянном боксе разлагается коровья голова, над которой летают мухи, а над теми трудится электрическая мухобойка. В зале ощущается специфический запах горелого. Даже через 20 лет одни считают эту работу новым шокирующим жестом, а другие - самым отвратительным произведением Херста.
Работы Такаши Мураками называют психоделическим поп-артом. Получив диплом по традиционной японской живописи нихонга в Токийском университете изящных искусств, Мураками впоследствии отходит от этого направления в сторону героев манги и аниме, что, по его словам, понятнее и дороже японскому обществу. Его творчество теперь включает живопись, скульптуру, инсталляции, анимацию и широкий спектр коммерческих продуктов, Мураками сотрудничает с Марком Джейкобсом, креативным директором Louis Vuitton. Для LV художник создает сумки и другие товары. Мураками выставляет в Лос Анжелесском Mузее современного искусства бутик, по соседству со своими работами. Мураками часто называют представителем искусства неразличимо слитого с коммерцией и превратившегося в дизайн. Сам художник говорит следующее: «Рецепт успеха? Надо исторически обосновать происхождение стиля, добавить запоминающихся образов, секса и намекнуть на неотвратимость смерти, а также постоянно изучать арт-рынок».
Одним из самых известных итальянских художников в мире на сегодняшний день является 49-летний уроженец Падуи Маурицио Каттелан (Maurizio Cattelan). Слава его носит, впрочем, весьма скандальный характер. За пределами Италии о Каттелане заговорили в 2004 году после его инсталляции на площади 24 мая в Милане, которая представляла собой три детских манекена из стеклопластика, повешенных на дубе на миланской улице. Двум из них разрезал веревки один горожанин, третьего сняла полиция. Но что получилось — работа попала в цель, спровоцировав споры о допустимости такого искусства, о том, можно ли его считать поддержкой детей, и о том, например, должен ли уплатить штраф испортивший объекты гражданин. В результате состоялся судебный процесс, которым, было защищено право художника на свободу самовыражения, а гражданин был оштрафован на 309 долларов и приговорен к двум месяцам тюрьмы.
Искусство Ричарда Принса называют апроприационизмом. Это значит, что в своем творчестве он открыто заимствует чужие идеи и образы. Его искусство заставляет людей задуматься над тем, кому принадлежат лавры создателя образов на картинах. Следует ли считать Принса подлинным автором работы, если единственное, что он решает, — это под каким «соусом» подать продукты чужого творческого ума?.. Французский фотограф Патрик Карью, работы которого использовались Ричардом Принсом при создании серии коллажей Canal Zone, в 2008 году обвинил Принса в нарушении авторских прав. И в 2011 году федеральный суд принял решение, признававшее художника виновным в незаконном использовании изображений, однако затем, апелляционный суд отменил это решение и признал, что имело место fair use («добросовестное использование») работ Карью, а работы Ричарда Принса «демонстрируют совершенно иную эстетику», чем исходные фотографии. Адвокат Джош Шиллер, представлявший интересы Принса в суде, назвал это решение «хорошей новостью, важной не только для Принса, но и для всех художников».
В начале 1997 года московский акционист Александр Бренер нарисовал знак доллара на шедевре из коллекции русского авангарда амстердамского музея «Стеделийк» — картине «Белый крест на сером фоне» Казимира Малевича. И мнения художественного сообщества — рассматривать ли этот жест с точки зрения свободы самовыражения художника или вандализма — разделились. Известный журнал Flash Art настаивал на том, что Бренер прибавил «новый эстетический компонент» к картине Малевича, а ныне покойный лидер петербуржской «Новой академии» Тимур Новиков расценивал акцию младшего коллеги как оскорбление культуры. Бренер отсидел в нидерландской тюрьме 5 месяцев; по мотивам его акции и последовавшего процесса в следующем году был снят фильм «Суд над Брунером».
Подобным же образом, в октябре 2012 года в лондонской галерее «Тейт Модерн» 26-летний художник Владимир Уманец на глазах у десятков свидетелей «подписал» многомиллионное полотно Марка Ротко. Уманец подошел к картине «Черное на коричневом» и быстро нанес черную надпись «Владимир Уманец'12. Потенциальное произведение желтизны». После содеянного Уманец не скрылся, а спокойно посидел на лавке, разглядывая обновленную картину, и не спеша удалился. По его мнению, несколько слов маркером не испортили работу Ротко, а лишь увеличили ее стоимость. Ему было предъявлено обвинение в «нанесении ущерба на сумму, превышающую пять тысяч фунтов стерлингов».
Источники: Газета.Ру, Интервью Россия, Фонд «Артпроект», Газета Известия, artinvestment.ru, Look At Me, artinfo.ru, С.АРТ (галерея Петра Войса).
Материал подготовила Ольга Бутеноп