Что ждет сферу искусств после 2020 года?

Свою версию рассказывает Александр Шаров - российский галерист и бизнесмен. Основатель и владелец галереи современного искусства 11.12 GALLERY.

Текущая ситуация с коронавирусом, пандемией и локдауном показала, насколько быстро и кардинально может меняться принцип работы разнообразных институций в сфере искусства. И если федеральные учреждения теоретически могут рассчитывать на государственную поддержку, то частные предприятия точно должны ориентироваться только на свои собственные силы. 

Александр Шаров

Практика реализации своей профессиональной деятельности весной этого года для многих расширила рамки взаимодействия посетителей с современным искусством, причем как с одной, так и с другой стороны. Команда 11.12 GALLERY также пробовала разные варианты коммуникации со своей аудиторией. На основе этого опыта и опыта наших коллег можно уже попробовать представить, как будут работать галереи, выставочные площадки и музеи в следующем году. 

Здесь, конечно, важно отметить то, что наши прогнозы строятся на основании улучшения эпидемиологической обстановки. 

11.12 GALLERY

Прежде всего, стоит отметить очевидный факт, что все больше и больше институции будут стараться представлять себя в интернет-пространстве. В принципе, с каждым годом тенденция перехода в онлайн-формат усиливается, а события 2020 года лишь ускорили этот процесс. Очевидно, что подобная репрезентация никогда не заменит живого чувственного восприятия произведений искусства. Однако, можно думать о том, что развитие технологий не будет добиваться от зрителя настоящих эмоций от виртуальной имитации соприкосновения с искусством, а предлагать ему новый опыт, который он не способен получить при визуальном контакте. 

Скорее всего, ориентация “покорения” интернет-пространства будет меняться. Если до недавнего времени она была направлена на увеличение функционала и значения на основной официальной площадке и сотрудничестве с другими онлайн-платформами, то сейчас вектор постепенно меняется в сторону более качественного подхода, нежели количественного. Институции ищут более оригинальные форматы взаимодействия со зрителем. Это может быть продиктовано в зависимости от целей, которые должны быть достигнуты. Например, уникальность подачи материала в соответствии с концепцией и направленности учреждения или удовлетворения индивидуальных запросов каждого зрителя. Тем не менее, первоначальная задача всегда одна - произвести впечатление, сделать это первым. 

11.12 GALLERY

Мы, как галерея современного искусства 11.12 GALLERY, также заинтересованы в увеличении числа наших зрителей и клиентов посредством представления себя в онлайн-формате. В первую очередь мы усовершенствовали наш сайт, который теперь выполняет сразу несколько функций. Помимо того, что на нем можно узнать всю необходимую информацию и связаться с командой галереи, он также служит основой для нашего терминала, содержащего виртуальную базу произведений искусства. Таким образом, приобретать работ наших художников становится просто и безопасно. Если у вас нет времени подъехать непосредственно в галерею или вы предпочитаете обстоятельно все посмотреть в комфортных условиях, то для этого достаточно просто открыть наш сайт или воспользоваться терминалом (первый из них установлен в пространстве Cube Moscow в отеле The Ritz-Carlton). С помощью доступного интерфейса можно тут же выбрать понравившееся произведение и оплатить с помощью карты, а при возникновении вопросов обратиться к консультанту при помощи чат-бота. 

11.12 GALLERY

Но как бы не важно было усиление виртуального присутствия для каждого участника арт-рынка, не стоит забывать, что для многих зрителей предпочтительней все равно остается офлайн-формат для ознакомления с выставками и произведениями современного искусства. Постепенно подтверждается тот факт, что многие крупные мероприятия уже отказываются от доступной массовости в пользу более выборочного подхода. Вообще тенденция на построение более индивидуальной и специфической тактики коммуникации со зрителями и клиентами, на наш взгляд, получит развитие в дальнейшем. Также как и в интернет-пространстве, ориентация будет нацелена на качество, а не количество. 

Правильная презентация своего бренда сейчас играет большую роль для привлечения посетителей, а если ее спрятать еще и за тремя буквами ГНТ, то можно получить дополнительный интерес. 11.12 GALLERY на время пандемии сменила свое имя именно на эту аббревиатуру, которая обозначает всего лишь “группа непродовольственных товаров”. Такой простой, но в то же время интригующий ход позволяет нам не только подчеркнуть уникальность позиционирования нашей галереи, но соблюсти все правовые нормы. 

Таким образом, можно подвести итог, сделав вывод, что опыт 2020 года лишь ускорит и так существующие качественные изменения, которые уже происходят в арт-рынке: интернет-позиционирование только усилит свое значение, а офлайн-презентация станет более специфической.

11.12 GALLERY