Дадаизм /dadaisme

dada подразумевает множество разных толкований: по /румын./ - да, да; по /франц./ - детская деревянная лошадка-качалка; по /нем./ - простодушие младенца (лепет), мамка-кормилица. (1916-1921)

Литературно-художественное движение, получившее развитие во многих странах Европы, а также в США. Дадаизм возник как протест творческой молодежи против мировой войны и культуры, приведшей к ней. Для разноязычных художников (немцев, румынов, французов и шведов), завсегдатаев кабаре "Вольтер", которые спасались в Швейцарии от тягот войны, дада стал лингвистическим союзом, некоторой разновидностью простого и незатейливого ассамбляжа, который мог иметь, а мог и вовсе не иметь никакого смысла. Выбор имени, делал очевидной позицию, основанную на случайности, непредсказуемости, игре и бессмыслице.

Слово "дада", как сообщает миф о зарождении дадаизма, было взято из словаря и, как писал Тристан Тцара, "не означает ничего". И одновременно, как подчеркивал Хуго Балл, подразумевает множество разных толкований. Дадаизм не был исключительно художественным, литературным, музыкальным, политическим или философским движением. Фактически он был всем этим сразу и одновременно их противоположностью: антихудожественной, провакационно литературной, несерьезно музыкальной, радикально политической, но при этом также антипарламентарной, а иногда и ребяческой. Анархический дух дада, отражен в тезисах манифеста 1918 года Т.Тцара: "Я против действий, связанных с непрерывным отрицанием или утверждением... Мы не признаем никаких теорий". В соответствии с этой позицией, художественная продукция дадаистов отличалась абсолютной стилистической свободой.

Дадаизм создавался совместными усилиями художников, интеллектуалов, литераторов и философов. Он совершенствовал техники коллажа и ассамбляжа кубистов, а также разрабатывал новаторские для искусства ХХ века методы: объект и реди-мейд, фотомонтаж, фотографию и кинематограф. Стадии существования дадаизма отмечены разными пристрастиями (политическими, эстетическими, литературными), но его неизменной тенденцией было уничтожение границ между искусством и жизнью, что подрывало сложившуюся буржуазную концепцию автономности искусства.

Цитаты: "Свобода: дада, дада, дада, вой, судорожно сжавшегося страдания, переплетение противоположностей и всех противоречий, гротесков и непоследовательностей: жизнь". Тристан Тцара.

"Дада значит ничто, мы хотим изменить мир при помощи ничто..." Рихард Хюльзенбек.

"Дада - как Ваши надежды: ничто; как Ваш рай: ничто; как Ваши идолы: ничто; как Ваши политические вожди: ничто; как Ваши герои: ничто; как Ваши художники: ничто; как Ваши религии: ничто". Франсис Пикабиа.

"Дада прекрасен, как ночь, баюкающая в своих объятиях новый день". Ханс Арп.

"Я хотела бы стереть все жесткие границы, которые мы, люди, создаем, чтобы поглотить все досягаемое»". Ханна Хех.

"У искусства нет ничего общего со вкусом. Искусство существует не для того, чтобы быть вкусным". Макс Эрнст.

Художники: Хуго Балл (Hugo Ball), Тристан Тцара (Tristan Tzara), Ханс Арп (фр. Jean Arp, нем. Hans Arp), Марсель Дюшан (Marcel Duchamp), Макс Эрнст (Max Ernst), Георг Гросс (George Grosz), Рауль Хаусманн (Raoul Hausmann), Джон Хартфилд (John Heartfield), Рихард Хюльзенбек (Richard Huelsenbeck), Ханна Хёх (Hannah Höch), Ман Рэй (Man Ray), Франсис Пикабиа (Francis Picabia), Ханс Рихтер (Hans Richter), Курт Швиттерс (Kurt Schwitters), София Тойбер-Арп (Sophie Taeuber-Arp), Иоганн Баадер (Johannes Baader).

Манифест: Т.Тцара. "Манифест Дада", 1918.

Выставки: Берлин "Международная ярмарка-дада", 1920; Париж Галери Монтень "Салон дада", 1921; Нью-Йорк Музей современного искусства "Фантастическое искусство: дада и сюрреализм", 1936.

Тексты: Х.Балл "Бегство во времени" 1927, Х.Рихтер "Искусство и антиискусство дада" 1964.

Журналы: "New York Dada", "Dada", "Litterature","391".

См. также статьи: Коллаж, Сюрреализм, Неодада, Энвайромент и Хеппенинг, Флуксус.

Описание некоторых произведений:

Ханс Арп "Портрет Тристана Тцара", 1916. Раскрашенное дерево. Женева, Музей искусства и истории. Портрет посвящен одному из основателей дадаизма. Делая коллажи, выполненные по законам случайности, он работал исключительно с геометрическими фигурами. Материал и способ создания Портрета, абсолютно наглядны. Необработанное дерево и затеки лака, свидетельствуют об отсутствии какого бы то ни было иллюзионизма. В этой связи, важно исчезновение рамы: новшество означает вторжение рельефа в пространство, в котором существует сам зритель.

Ханс Арп "Портрет Тристана Тцара", 1916.

Франсис Пикабиа "Движение дада", 1919. Бумага, тушь, перо. Нью-Йорк, Музей современного искусства. Пикабиа и Дюшан, первыми проявили интерес к механоморфным формам, что стало отличительной чертой живописи дадаизма. В ответ на "Большое стекло" (1915-1923) - загадочную "бесполезную машину" Дюшана - Пикабиа создает здесь "действующую" схему, которая представляет поток энергии искусства. Электрический коммутатор связывает воедино протагонистов истории искусства. Их имена расположены волнами и отчасти напоминают генеалогическое дерево (от Энгра и Коро вверх, к Сезану, Матису, Дерену, Пикассо и Браку), вершину которого составляет движение дада. Оно заставляет идти часовой механизм. "Энергия" далее идет вниз, к переключателю с номером 391. Эти цифры, напоминание о дадаистическом журнале, основанном художником в 1917 году, в Барселоне.

Франсис Пикабиа "Дада движение", 1919