Даниэль Закх: "Искусство намеренно не имеет практической функции, и в этом его сила"
Материалы предоставлены пресс-службой ASKERI GALLERY – FPRBuro Communications Agency
Редактор: Анна Киященко
Эксперты арт-индустрии говорят о скачке в развитии мирового рынка, популяризации произведений современного искусства и увеличении спроса на них в странах Азии, на Западном побережье США, в ЮАР и Германии. Среди художников, которые вызывают интерес критиков, превалируют представители Южной Кореи, Китая, Испании и Латинской Америки. У отечественных авторов всё еще мало возможностей для конкуренции на мировой арене, однако некоторые получают признание. Художников видят профессионалы, которые подпитывают начинающих поддержкой и связями, выставляют их произведения в своих галереях и представляют на арт-ярмарках. В России заключить контракт с галереей для молодого художника – большой успех. А для галереи – это вызов. Основательница галереи ASKERI GALLERY Полина Аскери-Белоцерковская представила московской публике первые работы Даниэля Закха на арт-шоу Da!Moscow, спустя всего пару месяцев после начала сотрудничества с художником. После громкой премьеры в галерее открылась персональная выставка Даниэля «Inflow» с тремя сериями скульптур. Мы решили узнать у молодого художника его творческую историю и расспросить об особенностях создания скульптур «вне времени».
Полина Аскери-Белоцерковская и Даниэль Закх на открытии выставки в ASKERI GALLERY
Askeri Gallery: Даниэль, вы – скульптор в непривычном понимании. Как вы создаёте произведения?
Даниэль Закх: В своей первой серии «Inflow» я хотел уйти от традиционного процесса создания скульптурной формы. Ещё во время учёбы в Вене я начал изучать программирование и экспериментировать с алгоритмическим формообразованием. Я понял, что если я смогу создавать собственные инструменты для реализации идей, то открою для себя новую степень творческой свободы. Ричард Серра совершенно правильно говорит, что нельзя свергнуть старых мастеров, используя их инструменты. Да, бессмысленно соревноваться с ними, но я верю, что есть смысл искать и задавать собственную ось вращения. Для себя я задаю её в скульптуре через алгоритмическое формообразование.
A.G.: Как вы стали скульптором и поняли, что это направление – ваше?
Д.З.: Я думаю, отправной точкой для меня как для художника можно считать 2015 год. К тому времени я уже закончил Университет Прикладных Искусств в Вене и работал в офисе Zaha Hadid Architects в Лондоне. В какой-то момент я понял, что при всей престижности и перспективности пребывания в Лондоне, карьера архитектора – не для меня, так как я по-настоящему хотел развивать собственные проекты, а архитектура – это командная игра, особенно если речь идёт о масштабных и амбициозных проектах. В то же время работа с пространством являлась моим главным интересом на протяжении уже нескольких лет. Я достаточно быстро принял решение уйти из офиса, вернулся в Россию и начал работу над поиском собственного подхода в скульптуре.
A.G.: Что помогло вам влиться в новую творческую деятельность?
Д.З.: После работы с пространством в контексте архитектуры переход к скульптуре для меня был совершенно логичным. Работа с пространством в контексте скульптуры дала мне возможность экспериментировать с формой на совершенно другом уровне – без привязки к функциональным ограничениям, которые необходимо учитывать при проектировании зданий.
Искусство намеренно не имеет практической функции, и в этом его сила. Неправильных решений здесь нет. Мне интересно мигрировать из одной дисциплины в другую. Есть шанс привнести что-то новое.
A.G.: Чем отличается ваш подход от стандартных представлений о процессе создания скульптур?
Д.З.: Мне кажется, что основное отличие заключается именно в процессе поиска скульптурной формы. Вопрос формообразования является для меня центральным. Поиск новых принципов и логики, определяющих форму, – это задачи, которые мне интересно решать в своих работах.
Для меня формообразование невозможно без формулировки принципов и правил. Да, можно интуитивно работать с формой и "искать" композиционные решения, как это делали раньше. Например, я могу взять несколько объёмов и расположить их в пространстве на свой вкус. Я неизбежно буду принимать одни решения и отвергать другие. На уровне интуиции у меня будут появляться критерии того, что я принимаю и что нет. Но мне хочется уйти от такого традиционного подхода. Именно поэтому я всегда начинаю проект с определения набора правил формообразования, которыми буду руководствоваться.
Сейчас в плане формообразования мне интересна идея воздействия. По сути, скульптура – это результат воздействия автора на материал: работа с глиной – отпечатки пальцев, работа с мрамором – следы резца... Мы говорим о прямом воздействии автора. Меня же интересует идея воздействия, похожая на ту, что мы видим в природе – идея выветривания, размытия породы, геологические процессы, происходящие на протяжении сотен тысяч лет. Воздействие сил природы точно так же подчинено правилам и логике. И, с точки зрения формообразования, природа является неисчерпаемым источником вдохновения.
Серия скульптур «Inflow Vertical», 2019
Выставка «Inflow» Даниэля Закх в Askeri Gallery
A.G.: Что в процессе самое интересное: поиск идеи или её воплощение?
Д.З.: Поиск идеи. Но, конечно, мне всегда интересно видеть, как с моими работами взаимодействует зритель.
A.G.: Что самое сложное в создании работ?
Д.З.: Физическая реализация проектов: много времени и ресурсов уходит на тестирование материалов, поиск правильных решений. К тому же, сложно сдерживать масштаб работы. Во-первых, ввиду моего архитектурного прошлого, мне не кажется проблематичным мыслить в масштабе нескольких метров. А во-вторых, многое из того, что я делаю и хочу реализовать, может просто не работать в малом масштабе, так как мне хочется, чтобы зритель был физически вовлечён во время просмотра работы.
A.G.: С какими материалами в основном вы работаете? Всегда ли работали с ними или пришли к ним со временем экспериментальным путём?
Д.З.: Выбор материала зависит от многих параметров. В зависимости от геометрической сложности скульптуры, её размеров, контекста и этапов проработки я выбираю различные техники реализации. Например, на начальных этапах – это лёгкие и относительно простые в обработке материалы – так я могу быстро протестировать масштаб и визуальный эффект работы. На этапе реализации я использую уже более долговечные материалы, чаще всего композитные технологии. В то же время я не хочу останавливаться на уже освоенных техниках и продолжаю поиск новых технологий и материалов.
A.G.: Галерея повлияла на вашу профессиональную деятельность?
Д.З.: Безусловно. Во-первых, благодаря ASKERI GALLERY, у меня появилась возможность показать свои работы мировой аудитории и выставиться на одной площадке с известными художниками, как это было на ярмарке Da!Moscow. На стенде галереи мои скульптуры располагались вместе с инсталляцией Кван Йонг Чана. Это была его первая работа, представленная в России. В июне мы открыли мою персональную выставку в ASKERI GALLERY.
Во-вторых, Полина Аскери-Белоцерковская ведёт активную международную деятельность и представляет работы своих художников на арт-ярмарках за рубежом, и это является невероятным творческим стимулом для меня.
В-третьих, благодаря галерее, значительно расширился круг моих знакомых из мира искусства – это художники, кураторы, критики, редакторы и коллекционеры. Теперь у меня есть поддержка единомышленников и профессиональное мнение экспертов.
Выставка продлится до 15 сентября в ASKERI GALLERY. Вход по записи: +7 (499) 518 03 44