ДИАЛОГ С КОЛЛЕКЦИОНЕРОМ: Александр Шептунов. Как читать визуальный текст города и создать Инстаграм-галерею
Мы существуем в парадигме визуальной культуры, которой подчиняются все объекты вокруг нас. Процитирую статью «Интерпретация городского пространства в современных условиях» Татьяны Кашкабаш: «Окружающую среду мы воспринимаем не как коллекцию объектов, поверхностей, форм, цветов, запахов, […]а как целое, на фоне которого можем чётко различать отдельные детали».
Разбирать городское пространство на кусочки стали в последнее время многие Инстаграм-коллекционеры. Здесь можно упомянуть популярные в русскоязычном сегменте этой соцсети хэштеги #жкхарт и #таджикРотко, московские аккаунты textocentricity, ordinarycolor, neskrivay, podkras zakras, воркутинский vorkuta abstraction и самарский aesthetics of random. С автором последнего – Александром Шептуновым, я и решила пообщаться, чтобы выяснить причину всё возрастающего интереса к фрагментированию городского пространства и его переводу в онлайн-плоскость. Мы поговорили об истории создания aesthetics of random, о проблеме благоустройства, культурном воспитании аудитории и самарской арт-молодёжи.
Текст: Екатерина Сальникова
Твой aesthetics of random, - первый и пока единственный (насколько мне удалось отследить) в Самаре Инстаграм-профиль, представляющий собой коллекцию уличных абстракций. Но может, ты знаешь другие аналогичные местные аккаунты?
До того, как я начал вести профиль, мне вообще не встречалось ничего похожего. А после в предложенном стали появляться разные Инстаграм-страницы, и я стал собирать их, как грибы. Но по Самаре пока ничего подобного не видел.
Раз ты не был знаком с таким видом Интернет-искусства, что подвигло тебя создать aesthetics of random?
У меня всегда была тяга к творчеству, хоть по образованию я и кадастровый инженер. Внутри сохранялась потребность быть причастным к миру музыки, культуры, искусства. Был интерес к выставкам, свой взгляд на те или иные вещи, но долгое время я не видел себя в рядах творческой интеллигенции. Просто ходил в галереи, бродил по городу, присматривался, и в один момент в голове мелькнула мысль о том, что многие объекты, окружающие нас в повседневности, ничем не отличаются от абстрактного искусства, представленного в музеях. Мне показалось это занимательным, я стал делать снимки, но особо нигде ими не делился. А когда фотографий – а вместе с ними и творческой энергии – стало так много, то я решил попробовать донести своё восприятие до других.
Ты сказал, что не причисляешь себя к творческой интеллигенции. Что для тебя значит «быть творческим»?
Наверное, посещать культурные мероприятия, иметь особые желания творческой реализации, взгляд на жизнь, самоощущение. И иметь конечный продукт креативной деятельности. Раньше моя энергия, направленная в сторону искусства, не находила воплощения в жизни, но сейчас у меня есть «продукт творческого начала». Aesthetics of random – результат моего особого видения, моей фантазии. Большинство людей проходит мимо закрашенного граффити и ничего в нём не видит, а у меня рождается индивидуальное восприятие. Какой-то кусочек реальности я интерпретирую как нечто целостное, как графическую работу.
В отличие от Самары, в Москве есть много Инстаграм-профилей, авторы которых – каждый по-своему –декодируют городскую среду. Как думаешь, с чем связан такой интерес к улице и её фрагментам?
В моём представлении вся улица или даже отдельно взятая стена не являются объектами рассмотрения, о которых можно рассказать публике. Для меня значим конкретный фрагмент, потому что он имеет пространственные рамки, он логичен и может хорошо смотреться на экране телефона или будучи распечатанным на холсте. В общем и целом, меня интересуют художественные и гармонические границы «экспоната». Кто-то, напротив, может воспринимать как произведение всю стену. Недавно я наткнулся на такой аккаунт – podkras zakras. Там почти то же самое, что делаю я, но отличие в том, что podkras zakras преподносится как стрит-арт и фотоработы включают в себя различные участки городской среды, не относящиеся непосредственно к объекту наблюдения. В моём же случае есть конкретная форма и границы изображения, отсечены элементы, не имеющие отношения к композиции. А интересуются такой деятельностью люди, наверное, из-за тяги к прекрасному. Понятно, что большинство относится к пятнам краски на стенах как к чему-то мусорному, которое закрывает собой нечто ещё более некрасивое. Вокруг нас не всё так благоустроенно, как хотелось бы, и ведение подобных аккаунтов может быть попыткой найти отдушину, отыскать красоту там, где её, по сути, нет.
Если среда станет более благоустроенной, не исчезнут ли «экспонаты», которые ты коллекционируешь?
Да, такое искусство часто называют эстетикой трущоб. Недавно я самому себе задал аналогичный вопрос: «Чтобы я выбрал: жить в более красивом месте или же продолжать искать интересное в разрухе?». К ответу так и не пришёл.
А может ли деятельность твоя и других авторов, ведущих похожие аккаунты, стать рычагом влияния на проблемы городской среды?
Безусловно! И у меня даже были попытки к этому. В одной статье я старался донести – пусть и до своей небольшой аудитории – проблему благоустройства городской среды и нашего безразличного к ней отношения. Текст был привязан к истории об одном из запечатлённых мною объектов. Впоследствии я застал процесс обновления той стены и, соответственно, разрушения «экспоната». Сначала подумалось, что ничего страшного в этом нет, пусть очистят фасад здания от визуального мусора и людям станет приятнее ходить здесь. Но результат получился обратным и противоречил всем представлениям о правильном, приятном благоустройстве. Появилось режущее глаз зелёное пятно… Видимо, кому-то нужно было отчитаться за потраченные на эту краску деньги, а об общем контексте уличной среды не задумались. На проблему подобного отношения к городу я бы, конечно, хотел повлиять дальнейшей своей деятельностью.
Кем ты себя ощущаешь, создавая контент для aesthetics of random? Ты фотограф, коллекционер или, может, художник стрит-арта, работающий на пересечении реального и виртуального пространств?
Сложно сказать… У меня нет навыков и знаний фотографа, художником назваться тоже не могу. Делая кадры, я отталкиваюсь от видения того, каким должен быть результат. Хочется представлять, что мои фотографии – это красочный плоский кусок реальности, который можно впоследствии представить на холсте или распечатать на фотобумаге. Так что это не стрит-арт, а уже что-то после него… живопись, выраженная посредством фотографии. Я долго размышлял о том, кто я такой, и даже пытался придумать название. В электронной музыке есть такое понятие – селектор. Он собирает треки в определённой стилистике, написанные кем-то другим, и сводит их. Возможно, я и есть такой селектор, только в визуальном, который видит что-то в реальности, выбирает конкретные кусочки и преподносит их.
Если ведение Инстаграма – это творческий акт, можно ли считать публикуемые тобой фото произведениями искусства?
Это достаточно возвышенное понятие. Возможно, во мне проклёвывается неуверенность в себе, но всё же я бы не назвал свои фотографии произведениями искусства. Если бы больше людей обратило на них внимание, тогда ещё можно было бы поверить в это.
Возникали ли у тебя задумки перейти на другие медиа и преобразовать твои фото в картины, например?
Честно говоря, живопись всегда сложно мне давалась. Фото – более доступный для меня инструмент, с помощью которого я могу что-то передать, осмыслить и представить.
У тебя был пост, в котором ты выразил свою близость к философии Ротко. Когда речь идёт об уличных абстракциях, почему-то все всегда ссылаются на его живопись цветового поля, есть даже хэштег #таджикРотко. Как думаешь, почему коллекционерам вроде тебя оказывается наиболее близок именно этот художник?
Очевидное объяснение, - он самый популярный или, по крайней мере, один из известнейших представителей в этом направлении живописи. В остальном могу сказать только за себя: я часто пишу в aesthetics of random, что не отношусь к тем людям, которым принципиально важен поиск смысла. Если он есть – прекрасно, но для меня первично визуальное впечатление и связанные с ним эмоции. И насколько я знаю, Ротко относился к искусству примерно так же, придерживался детскости. Он старался максимально упростить изображение и направить всю энергию на передачу эмоций. Потому он мне и близок.
Интересно, что ты говоришь о первичности эмоций, спровоцированных формой и цветом, но при этом подкрепляешь фотографию каждого объекта текстом, в котором пытаешься рационально постичь «экспонат».
Поиск смысла не является для меня самоцелью. Но часто меня так захватывает изображение, что я не хочу слезать с «эмоциональной иглы» и из-за этого начинаю поиск «второго дна». Наверное, и у художников или музыкантов часто бывает так, что важен и первоочерёден эмоциональный порыв, который выплёскивается на холст или нотный стан. И у меня так же. Но если мне не важен смысл, это не значит, что мне вовсе не интересен его поиск. Чем дольше смотришь на объект и замечаешь его детали, тем больше начинаешь думать, что всё его устройство неслучайно. И текст рождается из ниоткуда.
До интервью ты делился со мной планами создать Инстаграм-галерею. Расскажи, пожалуйста, подробнее об это идее.
План уже постепенно реализуется. Цель – создать Интернет-пространство, особенно актуальное в сегодняшней ситуации пандемии, благодаря которому люди смогут организовать культурный досуг, не выходя из дома. Планируется проводить выставки. Их формат пока не до конца продуман и определён, но уже есть люди, согласные участвовать и делиться контентом.Мы хотим затронуть не только искусство, но и вопросы благоустройства и урбанизации. И, конечно, я вижу Инстаграм-галерею как место, благодаря которому творческие люди смогут найти свою аудиторию и возможности для роста и реализации.
Хотелось бы чуть больше узнать о том, как ты представляешь себе Инстаграм-выставки. Фотографии будут заливаться всем скопом в один день или предполагается какая-то система?
Не хотелось бы, чтобы профиль стал складом фотографий, мы же будем создавать сложное информационное пространство. Как уже было сказано, подробности прорабатываются. Но мне однозначно хотелось бы, чтобы у каждой Инстаграм-выставки, как и у оффлайновой, были открытия, была объединяющая работы кураторская концепция. Когда наберётся достаточное количество публики, можно проводить прямые эфиры и обсуждать в рамках выставки заявленные в ней темы.
Эта галерея будет локальной, исключительно самарской?
Нет, я не ограничиваюсь географией, тем более мы уже обсудили вначале, что Самара пока не очень богата такими аккаунтами. Хотя у меня есть один знакомый, который также увлёкся «искусством урбанизации», и его работы тоже можно вообразить в виде холста на стене. Меня привлекли поиски формы, запечатлённые на его фотоснимках, сосредоточенность на ярких цветах и чистой геометрии. Это не совсем та направленность, которой занят я, но мне хочется сделать галерею разноплановой, поэтому тоже его пригласил.
Есть планы в будущем монетизировать деятельность Инстаграм-галереи?
Конечно, хотелось бы, чтобы выставки приносили какую-то копеечку. Можно будет продумать мерч: сумки, майки, блокноты и тому подобное. Думаю, многие работы хорошо смотрелись бы на обложках скетчбуков, например. Но планов навариться на галерее у меня нет. Как бы пафосно ни звучало, но это, в первую очередь, ради искусства.
Ты задумал масштабный Интернет-проект, но ранее в разговоре и сам отметил, что далеко не все люди понимают суть показываемого тобой искусства. У тебя есть решение, как можно достучаться до публики?
Вопрос сложный, и я о нём задумывался. Люди ищут разного от искусства и по-разному его воспринимают: кому-то, как мне, достаточно эмоционального отклика на визуальные образы; одни воспринимают всерьёз только глубокие и обдуманные произведения искусства; другие ищут симбиоз рационального и эмоционального; кто-то воспринимает за искусство помпезность. И если у человека нет внутреннего отклика на то, что ты ему транслируешь, тут уже невозможно что-либо объяснить. Сомневаюсь, что, даже преподнеси я такому человеку текст с объяснением моего видения, ему начнёт нравиться моя деятельность. Как уже было сказано, фотографии многих моих «экспонатов» мало чем отличаются от абстрактного искусства, которое многие ходят смотреть в галереи. И этой аудитории, скорее всего, будет интересно то, что я делаю. Но если человек привык ходить по «Эрмитажу» и больше никакое искусство не воспринимает, то я не вижу смысла пытаться ему понравиться и достучаться до него.
Понятно, что кого-то больше тянет в Эрмитаж, кого-то – в подпольную галерею, а кто-то успевает и там, и там. Но всё-таки все эти люди обладают определёнными знаниями. Мой же вопрос был больше о тех, кто «пролетает по всем фронтам» и полностью дезориентирован в сфере культуры. Таких людей можно «перевоспитать»?
Это будет явно проблематично. В первую очередь, встаёт вопрос о форме, в которой искусство должно преподноситься. Стоит нащупать у этих людей какие-то минимальные интересы и под их соусом подавать произведения музыки, литературы, искусства. Можно сгруппировать некоторое количество работ по темам, пересекающимся так или иначе с проблемами, которые этих людей волнуют. Но, по-моему, такое перевоспитание почти невозможно, оно как полумера какая-то. Допустим, заинтересую я этого человека объяснением смысла, близкого его мировоззрению. Но это не гарантия того, что у него возникнет тот же внутренний отклик, и работа всё равно пройдёт мимо него.
Окунувшись в мир искусства, почувствовал ли ты недостаток профильного образования?
Интерес к более глубокому пониманию культуры у меня, конечно, есть. Пока я довольствуюсь тем, что читаю о биографии и роли в искусстве тех художников, чьё творчество мне интересно, например, того же Ротко.
Какие ещё художники входят в твой шорт-лист?
Первый, кто приходит в голову, – Кандинский. Кстати, вот яркий пример того, что невозможно просто взять и объяснить человеку, чем может нравиться Кандинский. Тут отклик либо есть, либо нет. Ведь как объяснить смысл разноцветных квадратов и треугольников? А он там, безусловно, есть. Это было время бурления экономики, политики, промышленности, постоянных революций. И вполне логично, что такой визуал – это переосмысление всего происходящего тогда в мире. Кроме Кандинского, мне нравятся все прочие советские, российские авангардисты. Очень люблю их за формы и цвета, не ища никакого смысла.
А из ныне живущих художников есть фавориты?
Тут уже сложнее. Я, скорее, интересуюсь больше не живописцами, а теми, кто создаёт аудиоинсталляции. В основном слежу за всеми в Инстаграме и даже не всегда знаю их имена.
Сейчас бушует вторая волна ковида, и в Москве почти все галереи и музеи закрыты. Провинция в этом отношении сейчас кажется более живой. Как в этом плане обстоят дела в Самаре?
Всё прекрасно, несмотря на пандемию, даже планируется открытие филиала Третьяковки. Недавно был в галерее «Виктория» на выставке Татьяны Почтенной «Пустые билборды. Присвоение» и ещё планирую посетить галерею «Новое пространство». Сейчас наряду с именитыми художниками активно выставляются молодые. Из числа моих знакомых это, например, Антон ПОЕХАЛИ и Катя Раёк. Очень нравятся работы Герасима Герасимова, он занимается переосмыслением исконно-русского творчества, гжели и пишет картины в таком стиле.
А у тебя есть планы зайти в оффлайн-пространство с выставкой aesthetics of random?
Да, я думал об этом. В Самаре есть центр современных инициатив StrelkaHall, и я узнал там, что нужно для организации.
В будущем ты видишь себя в сфере искусства или оставишь это как хобби и будешь развиваться по профессии?
Не могу сказать, что буду сильно концентрироваться на нынешнем профессиональном опыте. Я очень интересуюсь керамикой, планирую развиваться в этом направлении. У меня есть идеи адаптировать супрематические картины под дизайн посуды: печатать на них или самому расписывать. Также было бы интересно перенести на посуду «экспонаты» коллекции. В общем, хотелось бы быть связанным с творчеством, культурой и искусством.
22 января 2021 в StrelkaHall в Самаре открывается дебютная выставка Александра «Эстетика случайности».