Дискуссия о фотоискусстве и выставка авангардной советской фотографии

18 сентября в Еврейском музее и центре толерантности прошла дискуссия «Дело в цифрах: профессиональный взгляд на рынок фотографии». Обсуждение стало частью публичной программы выставки «Истоки советской фотографии 1920-1930-е годы» из коллекции Галереи Люмьер и первого фотофестиваля «Скрытая перспектива», проходящей в музее с 5 июля по 29 сентября 2024 года.

Текст и фото Елизавета Теодорович

В дискуссии приняли участие Наталья Григорьева — основатель и куратор Галереи Люмьер; Николай Дмитриев — сооснователь PENNLAB Gallery; Михаил Краснов — сооснователь PENNLAB Gallery; а также Есфирь Панек — директор Ассоциации галерей.

Спикеры и слушатели, среди которых были начинающие и опытные фотографы, сотрудники музеев и галерей, обсудили актуальные вопросы продвижения на рынке фотографического искусства, ценообразование и процесс подготовки тиражного искусства, авторское право, процесс взаимодействия художника с галереями арт-дилерами. Ключевой темой, как и ожидалось, стали факторы влияния на стоимость фотографических отпечатков. Кроме того, начинающие фотографы смогли из первых уст узнать о том, как самостоятельно и с помощью кураторов галереи продвигать и популяризировать собственное искусство. Итогом прошлогодней дискуссии стал кодекс профессиональной этики участников арт-рынка, сформулированный и представленный Ассоциацией галерей.

Экспозиция выставки «Истоки советской фотографии 1920-1930-е годы» в Еврейском музее и центре толерантности знакомит зрителей с ранними годами советского фотохудожества. Это время характеризуется смелыми поисками и инновациями в таких аспектах, как композиция, выбор ракурсов, кадрирование и фотоколлаж. Новаторские подходы стали основой нового визуального языка, который отвечал различным агитационным задачам советского государства.

В проекте представлены как известные, так и менее знакомые работы таких видных мастеров фоторепортажа, как Аркадий Шайхет, Яков Халип, Марк Марков-Гринберг, Эммануил Евзерихин, Михаил Прехнер и Наум Грановский.

После революции 1917 года интерес к фотографии возрос. Начиная с 1920-х советские фотографы начали экспериментировать с новыми техниками и стилями. В это время возникали движения, такие как конструктивизм, которые оказали значительное влияние на визуальную культуру. Работа мастеров, творивших в то время, стали поистине символом расцвета советского периода.

Фотографии метров эпохи погружают зрителя в динамичную и не всегда предсказуемую советскую повседневность. Монохромность и строгость форм на едва ли не документальных снимках не отменяет фокус на человеческих эмоциях и взаимодействиях людей с окружающим миром.

Директор центра Кристина Краснянская призналась, что авангардное искусство 1920-х - 1930-х является важнейшим этапом в становлении еврейского искусства и бессменным интересом музея.


Коллекция, представленная на выставке, стала итогом сотрудничества с наследниками, архивами и фондами классиков фотографии советского периода. Галерея Люмьер вот уже более двадцати лет знакомит зрителя с классиками советской школы фотографии, заново открывает забытые имена и продвигает культовое фотоискусство на своих площадках и за их пределами.