Дмитрий Ханкин: современному художнику, как и всему арт-комьюнити в целом, не хватает квалифицированного зрителя
В конце июля-начале августа на "Тавриде" проходила антишкола "Новая визуальная культура". По итогам ее работы ART Узел подготовил небольшую серию интервью с экспертами и участниками. Первое из них — с совладельцем галереи "Триумф" Дмитрием Ханкиным.
Текст: Сергей Чебатков
Фото: пресс-служба галереи "Триумф"
Почему вы приехали на Тавриду?
Я приезжаю сюда уже в четвертый раз потому, что считаю это мероприятие наименее формализованным из всех, которые делаются в области государственного надзора за современной культурой. Хорошо, что наше государство пытается поговорить с нами нашим языком. И я считаю, что мы, эксперты, обязаны всячески споспешествовать ему в этой системной заботе о подрастающем поколении. Это, в известной степени, просто наш долг.
А в чем конкретно для вас заключается этот долг?
Я говорю молодым людям какие-то вещи, которые им кажутся неочевидными. Например, рассказываю о том, что такое экономика современного искусства, в которую они вовлечены, рассказываю о режимах этой экономики, о выборе средств собственного продвижения, о том, как прожить, не продав душу дьяволу и так далее. Что является критериями успешной карьеры? Каковы горизонты монетизации того, что они производят сегодня? Обо всем этом мы разговариваем. В принципе, эта история устремлена в их завтрашний день, который отчасти является и моим завтрашним днем. Одновременно я смотрю на них. Я коллекционирую аудитории, если честно. На Тавриде хорошая аудитория, причем, постоянно прибавляющая в своем качестве. Она мне нравится.
В чем выражается это прибавление качества?
Стало больше профессионалов, больше людей, понимающих, о чем я говорю. Простыми вещами проверяем, с кем мы имеем дело: «слушал-смотрел-читал». В сегодняшней аудитории процент «слушал-смотрел-читал» то, что нужно слушать, смотреть, читать в их возрасте и положении выше, чем в первых трех. Давайте ограничимся этим.
Как вы считаете, чего сейчас не хватает современному молодому художнику в первую очередь?
Я считаю, что современному художнику, как и всему арт-комьюнити в целом, сегодня не хватает квалифицированного зрителя. В настоящее время все заинтересованные лица просто обязаны думать о том, как завоевать зрителя, о том, как сделать зрителя квалифицированным, потому что постижение современного искусства есть работа, а не отдых. Это развлечение особого рода, интеллектуальное, которое требует включенного мозга.
Дмитрий Ханкин на "Тариде", фото: пресс-служба "Тавриды"
Имело бы смысл на Тавриде в будущем делать какие-то съезды, именно для зрителей?
Думаю, нет. Не надо никогда уходить в чужой сегмент. Таврида – это место для профессионалов, для того, кто может стать профессионалом или уже профессионалом является. И не надо менять его характер.
А что, на ваш взгляд, можно было бы еще добавить к Тавриде сегодняшней?
Я не знаю, как устроена Таврида, как целое. Я вижу только свой сегмент. В моем сегменте помимо меня работают люди, которых я знаю давно. Это большие профессионалы в своем деле, у которых и с интеллектом все в порядке, и с какими-то житейскими установками все хорошо. Я считаю, что здесь все устроено правильно. Неволить человека можно лишь определенное количество времени в день. То есть сидеть у него в мозгу 20 часов подряд категорически нельзя. Ребятам надо давать возможность выдохнуть, переварить это все. Тем более, что новые поколения не готовы к системному постижению больших массивов информации сразу. Надо жалеть их головы. Они – не мы. Но с другой стороны, они лучше нас. Они мобильней нас, раскрепощенней, быстрее. Их не гложут комплексы. Они, как ни странно, свободнее нас.
Случалось ли вам наблюдать за тем, как Таврида, становилась путевкой в жизнь для кого-нибудь из молодых художников?
Я сам регулярно забираю людей с Тавриды. Например, в свое время Женю Воронову забрал. Первая ее большая выставка профессиональная была в «Триумфе» три года назад. Из тех ребят, которые приехали сегодня, я, может быть, покажу четверых на разных выставках. А одну девочку скорее всего заберу насовсем.
Какими качествами должен обладать художник, чтобы вам понравится?
Я очень ценю интеллект и не делю его на мужской и женский. При этом отдаю должное женскому интеллекту. Он значительно более интересен, чем мужской. От мужчины ожидаешь, а от девушки всегда приятно услышать нечто, что совпадает с твоими колебаниями, осцилляциями. Я люблю иметь дело с профессионалами. С воспитанными в русской художественной традиции профессионалами. Поэтому люди из «Суриковского» или из «Репы» мне ближе, чем автодидакты.
Наличие у художника профессионального художественного образования для вас обязательно?
Я предпочитаю. Но это, опять же, просто мое предпочтение. А если это, например, философское образование, я что, брошу его просто так? Нет, конечно. Или если у него инженерное образование, он работает с саундом, и ему не нужно художественное, потому что он производит продукты нового плана. Что же, я его брошу? Нет, конечно. Но, если мы говорим о более традиционных художниках, я предпочитаю людей, сначала получивших классическое художественное образование, а потом уже ударившихся в эксперименты над формой и содержанием.