Дмитрий Каварга: «…просто так ничего не открывается, надо чем-то жертвовать»
Anna Nova Gallery представила персональную выставку московского художника Дмитрия Каварги «Оболочки внутреннего ландшафта». Сюжеты и техника исполнения биоморфных скульптур, многослойных картин, инсталляций ушли далеко за границы эксперимента. Теперь это поступательное пластическое исследование исторических и культурных наслоений.
Текст: Ксения Квашнина
Название «Оболочки внутреннего ландшафта» получила серия из 8-ми работ художника, которая открывает выставочное пространство Anna Nova Gallery. Это уже не картины в привычном понимании этого слова, но еще не скульптуры. Кажется, в них аккумулированы холодность и отчужденность. Но, разбирая слой за слоем, зритель погружается в авторскую интерпретацию прошедших событий, чувственность, рожденную рефлексией, абстрагированное от человечества мышление. Прочтение работ Дмитрия Каварги двунаправленное. Взгляд, двигаясь сверху вниз, рождает воспоминания о прошлых событиях, зачастую трагических, но неминуемых. Перемещаясь из недр к поверхности, он теряется в живописной отстраненности.
Предоставлено галереей современного искусства Anna Nova. Автор фото: Алексей Боголепов
В прозрачных колбах заключена «Архивация человеческого компоста» - застывшее вещество – реальность, от которой никуда не скрыться. Будь она «весенней», «эволюционной» или «человеческой», результат один: бесконечная спираль продуктов жизнедеятельности, мыслеполагания, социальной активности рода людского. Узнаваемые лица сменяют друг друга по спирали, как день сменяет ночь, недели – месяцы, затем годы, столетия. Не стоит забывать, что люди уходят, системы ценностей перестраиваются, история переписывается, память подводит, но содержимое колб останется неизменным.
Предоставлено галереей современного искусства Anna Nova. Автор фото: Алексей Боголепов
На втором этаже Anna Nova Gallery разместилось «Глубинное вещество» - четырехметровая инсталляция, гигантский дышащий и шевелящийся механизм. В нем есть что-то безжалостное от машин Фрица Ланга и устрашающее от песчаных червей Фрэнка Герберта. Одновременно «Глубинное вещество» предстает независимой, безапелляционной корпорацией, следующей по пути «цель оправдывает средства». Оно неизбежно разрушает любое проявление индивидуальности, подчиняя все вокруг своим сокращениям, выстраивая собственную версию дивного нового мира. Глядя на эти судорожные движения, земные «соки» и складчатые материи, задаешься вопросом: «Это действительно то, к чему мы стремимся?».
Предоставлено художником. Автор фото: Дмитрий Каварга
Предоставлено художником. Автор фото: Дмитрий Каварга
О страхах и надеждах, картинах и скульптурах, внутреннем и внешнем мы поговорили с Дмитрием Каваргой.
Дмитрий, вы занимались живописью, затем перешли к скульптуре. Что послужило причиной такого перехода?
Много раз, отвечая на этот вопрос, я рассказывал, как моя скульптура на протяжении времени буквально вылуплялась из плоскости, словно диковинный растопыренный жук из нарисованной личинки… Но в настоящий момент интереснее то, как спустя двадцать лет, она вернулась в плоскость картины. Напитавшись опытом множества перерождений масштабов и движений, звучаний и прорастаний, пространств и стихий, мои биоморфные формообразования нырнули обратно. Куда-то туда, в живописный пейзаж, со всей своей детализацией и накопленным пластическим нарративом. И меня это завораживает, буду продолжать свой зловещий эксперимент.
Ваши работы сложны технологически, вы используете материалы, пагубно влияющие на организм. Кажется, что вы жертвуете собой. Это так? Во имя чего?
Если говорить о себе изнутри социального персонажа, то можно рассуждать о телесном комфорте, его отсутствии, жертвенности во имя неких целей и т.д., но когда художник разрастается внутри человеческого существа, то он стремится захватить всё доступное пространство. Его мало волнует, что происходит с телом, которое он воспринимает своим инструментом. Тело стареет, изнашивается и его невозможно заменить на новое, как шуруповёрт, но это случается со всеми, так что… В любом случае, просто так ничего не открывается, надо чем-то жертвовать.
Предоставлено галереей современного искусства Anna Nova. Автор фото: Алексей Боголепов.
Вы говорите, что созданные скульптуры несут дух конкретного места. Что вы делаете, чтобы познать это место?
Нет смысла рассказывать с помощью текста, как прочувствовать место и как «вытащить» из него ощущенческую суть в виде объекта искусства. Нужно как-то концентрироваться, совершать определённые усилия внимания, приоткрывать где-то в сознании портал…. Если у художника этот портал закрыт, то он будет тужиться бесконечно и безрезультатно...
Дмитрий, а как выглядит ваш внутренний ландшафт?
Мне думается, что пространство искусства как раз и существует для выращивания внутреннего ландшафта. Сложного, странного, таинственного, затягивающего в себя, мерцающего. Вне этой территории, в обычной человеческой жизни, в моём ландшафте лишь скука, досада и злость.
С другой стороны, если вернуться к представленному в галерее проекту, то именно мы, люди, носители особой рациональной машинерии, она живёт в нас, является нашим устройством и проецируется на всё видимое нами. Устремляя взгляд в природный ландшафт, мы видим в нём что-то помимо только природы. В глубинах озёр и густотах леса мы наблюдаем отражение собственного содержания, все эти сгустки информативности и скопления механистичности. Особенно заряжены родные места, в которых мы созерцаем и свою историю. Эта своеобразная слоистость восприятия, его многомерность, словно пульсирует в нас, создавая объём.
Предоставлено галереей современного искусства Anna Nova. Автор фото: Алексей Боголепов
Изучая ваши работы, невозможно отделаться от чувства тревоги и предчувствия надвигающейся беды. Что это: послание зрителю, ваше восприятие мира или всего лишь игра воображения?
Да-да, эта тревожность в работах именно в моём восприятии мира. Я постоянно, что называется, балансирую «на стрёме» перед разверзающейся воронкой в бездну. Где-то в теле или сознании сидит эта «чёрная точка» восприятия, от которой я не могу избавиться, но которая и есть мой двигатель, перемалывающий топливо событийности в картины и скульптуры. Может это родовая травма или врождённое свойство, а может что-то приобретённое, «привет из 90-х», например. В любом случае, мир видится мне именно таким. Тревожным, абсурдным, болезненным. Вполне допускаю, что он совсем другой и, вообще, разный.
Вы как-то сказали: «Мы все понимаем, что встроены в единую систему материальных отношений». Какое место вы, как художник, занимаете в этой системе?
Уточню вопрос – есть художник внутри, который что-то создаёт, а есть профессия художник, который социальное обозначение рода деятельности. Первый никуда никак не встроен, ему это незачем и не интересно. Поэтому мы сейчас, видимо, говорим о втором, который условно вовлечен в эту затейливую игру, выстраиваемую в арт-сообществе, со всеми музейными и галерейными институциями, рейтингами, пиар-компаниями, выставочной деятельностью, ценовой политикой произведений, социальными сетями и так далее. Вот сейчас идёт моя выставка в галерее Anna Nova, в связи с которой я отвечаю на вопросы АртУзла – «я» в системе.
Предоставлено галереей современного искусства Anna Nova. Автор фото: Алексей Боголепов
В текущей мировой ситуации ваши скульптуры и инсталляции обретают пророческое, даже зловещее, значение. Неужели в них нет ни намека на надежду?
Когда говорят «пророческое», то представляется заросший слепой старец, тычущий кривым пальцем в потусторонее и камлающий о грядущем. Но это лишь литературный образ и способ говорить об альтернативном отношении к реальности, да и «надежда» из той же примерно области смыслов. В моих работах нет ни пророчеств, ни надежд и даже сама сюжетность в них не самоценна, она лишь одно из составляющих общей образности, условно, краска на палитре. Пожалуй, я бы определил свой творческий метод, как концентрированную созерцательную эстетизацию всего, трагичности и смерти в том числе. Это почти Филоновское выращивание из мельчайших частиц нового живого организма, в тело которого оказываются вплетены события, смыслы, точки, линии, механизмы, предчувствия, объёмы, плоскости, время жизни и многое, многое другое. Это взращивание сущностей из отражений ощущаемой и отблесков видимой действительности. Трепетное и очень внимательное. И, конечно, тревожное.
Предоставлено галереей современного искусства Anna Nova. Автор фото: Алексей Боголепов
Выставочный проект «Оболочки внутреннего ландшафта» в Anna Nova Gallery открыт до 30 сентября.
Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Жуковского, 28. Вход осуществляется по билетам. Их можно приобрести на Timepad или непосредственно в галерее.