«Эгон Шиле и Рихакрд Линднер: Метафизика тела» в Музее печатной графики. Репортаж ART Узла

С 7 февраля по 10 мая 2020 года в Музее печатной графики проходит выставка работ знаменитого австрийского экспрессиониста Эгона Шиле и немецко-американского художника Рихарда Линднера. Художники жили примерно в одно время, но работали совершенно в разных живописных техниках. Задачей кураторов было  не только объединить их работы в едином выставочном пространстве, но и найти их точки соприкосновения, которыми, по их словам,  являются тело и телесность, как объект художественной рефлексии и эксперимента.

Текст: Ариша Андреева

Фото предоставлены Музеем печатной графики

Корреспондент ART Узла Ариша Андреева пообщалась с организатором музея и куратором выставки Олесей Сидоренко о том, как создаются новые музеи, как собираются коллекции и организуются выставки. 

А.А.: Традиционно музеи создаются на основе частных коллекций. Как возникла идея этого музея?

О.С.: Честно говоря, спонтанно, мы с Сергеем (организатор музея) начали увлекаться графикой, изучать ее, коллекционировать. Многое покупали для себя. И в один прекрасный момент, мы осознали, что у нас накопилось огромное количество работ, и возникла внутренняя потребность делиться этой радостью с людьми. Было очень обидно от того, что работы лежат в папках, захотелось их показывать.

И невероятным образом как раз в этот момент нам предложили помещение. Здесь раньше был салон красоты, и мы приложили массу усилий, чтобы помещение, пусть и небольшое, стало музеем.

А.А.: Была идея и четкая концепция, как должен выглядеть музей?

О.С.: Идея была простая – сделать нейтральное выставочное пространство со светлыми стенами, чтобы была возможность в нем разместить абсолютно любую экспозицию. Оно светлое, лаконичное и в нем нет ничего лишнего. Первой нашей выставкой была " Стиль – это я. Эрте”, которая имела большой успех. И нам пришлось несколько раз переносить закрытие экспозиции.

Эгон Шиле, "Автопортрет"

А.А.: Как вы решили совместить в одном пространстве довольно разных художников — Шиле и Линднера? Тем более что, в России первый из них известен и знаменит, а о втором мало кто, кроме специалистов, слышал.

О.С.: В этом и была идея, показать Рихарда Линднера во всей его красе, показать его работы  и заинтересовать его творчеством зрителей. Однажды нам попались несколько его работ, мы влюбились, увлеклись его творчеством. Работы Шиле нам тоже были очень близки и любимы, они показывают очень смелое для своего времени отношение к телу. Он своего рода революционер. Гротеск, излом, надрыв — все это для нас Шиле.

А.А: Как придумывалась идея выставки?

О.С.: Любая выставка для нас как спектакль: ты придумываешь все: сюжет, действующих лиц, декорации. Вот мы и придумали по центру поместить Витрувианского человека Леонардо да Винчи (современный художник, автор не указан). Здесь он символизирует абсолютный ноль, точку отсчета золотое сечение как некий идеал.

А представленные на выставке авторы очень далеки от этого идеала. Они от него отошли, но искали свой. Свой стиль, свою форму. Свое понимание тела, и через тело саму человеческую сущность. Каждый из художников очень много экспериментировал с телом, внутренняя идея —  познание телесности, а реализация совершенно разная. Именно поэтому мы их разместили по правую и левую сторону зала. Для противопоставления и одновременно соединения авторов. Шиле для нас драматичный автор, а Линднер – это позитив, юмор, гротеск.

Рихард Линднер, "Профиль"

А.А.: Почему для вас принципиально выставлять печатную графику?

О.С.:  Как я уже говорила, сначала мы приобретали для себя, а потом пришло осознание, что печатная графика — это самый демократичный вид искусства. Да и задумывался данный вид искусства так, чтобы любой человек мог позволить себе приобрести работу любимого художника.

Хотелось бы отметить, что европейская и американская школы печатной графики продвинулись очень далеко в технологиях.  Они усложняются, и изображения очень реалистично передают рисунок автора. У нас же в России, отношение к печатной продукции, мягко скажем, пренебрежительное. И хочется привить любовь к данному виду искусства.

 

Выставка продлится до 10 мая 2020 года.

Музей печатной графики, Гостиный двор, Хрустальный переулок, 1, Дверь 85.

Эгон Шиле, "Обнаженная, смотрящая направо"