Екатерина Жадина: "Я автор не тусовочный, а сельскохозяйственный"

Центр современного искусства "Винзавод" – огромное пространство, которое позволяет художникам двинуться с места в карьер. Здесь нет ограничения по возрасту, и бумажку из художественного вуза требовать не будут.

Не привязанная ни к какой школе художница Екатерина Жадина родилась в Ленинграде в 1954 году. Она рисует без каких-либо ограничений и правил. Её первая выставка, которая проходит этим августом в галерее "11.12" на Винзаводе, так и называется – "Первая". Художник-самоучка поделилась с нами своим жизненным опытом и рассказала, что творцом может быть абсолютно каждый.

Текст: Дарья Кёллер
Фотографии: личный архив Екатерины Жадиной
 
  • Екатерина Жадина. Mask. Маска. 70х70, акрил, масло, холст
  • Екатерина Жадина. Birds Hunting. Охота на птиц. Холст, масло, акрил, 80х70 см
  • Екатерина Жадина. Flying Objects 2. Летучие существа. Холст, масло, акрил, 70х70 см
  • Екатерина Жадина. Cows.Пастораль., акрил, масло, холст
  • Екатерина Жадина. Net. Сеть. 80х70, акрил, холст
  • Екатерина Жадина. Framed. Песочные часы.70х70, акрил, холст
  • Екатерина Жадина. Girls on Balls. Девушки на шарах. 90х70, акрил масло, холст
  • Екатерина Жадина. Pale Legs of Fate. Бледные ноги судьбы. Холст, масло, акрил, 90х90 см
  • Екатерина Жадина. Pet Ant.Прогулка с муравьем.80х60, масло холст
  • Екатерина Жадина. Steamers and Boats. Пароходы и лодки, 80х80, акрил, масло, холст
  • Екатерина Жадина. Partly Suspended. Частично Зависшие. Холст, масло, акрил, 60х90 см

- Екатерина, расскажите пару слов о себе.

- Я живу в Оренбургской области в селе Ташла - это бывшее имение Тимашевых, очень красивое место. Выросла в Новосибирском Академгородке, родители занимались наукой. На самом деле, у меня потрясающие предки: я двоюродная правнучка Владимира Козьмича Зворыкина, изобретателя ТВ, моя прабабушка его старшая сестра. Мой дед Владимир Иванович Жадин  – гидробиолог, автор учебников и определителей, основатель российской школы лимнологии.

В советский период наука была хорошим убежищем-прибежищем, и после школы я выучилась на ботаника. Бывают ботаники в переносном смысле, а я решила совместить. Закончила в 1972 г. "английскую" школу в Академгородке, поступила в Ленинградский университет. Биология казалась мне наиболее гуманитарной из всех наук.

- Присутствовало ли искусство на протяжении Вашей жизни?

- Визуальное искусство, в первую очередь, да. Быстро что-то посмотрел и долго-долго думаешь.

Екатерина Жадина. Suspended.Зависшие. 80х80. акрил. масло, холст

 - Как Вы пришли к искусству?

- Я рисовала всегда. Это моя генетическая программа самовыражения, моя базовая потребность. Но большое значение для судьбы биографии имеют встречи. Двадцать три года тому назад мы с детьми жили в деревне, пасли коз на склоне и встретили оренбургского художника Антона Власенко. Он был на костылях, с тяжелым этюдником и зонтом, а на улице – жара. Человек – подвиг.

Я пришла домой и сказала себе: "Хватит отговариваться нехваткой времени!". Стала подписывать работы, оформлять, развешивать по дому. Но стены быстро заканчивались.

Второй мощный толчок – это недавнее знакомство на Фейсбуке с Александром Шаровым, директором галереи 11.12 на Винзаводе. Он сказал мне, чтобы я писала на холстах, снимала с подрамников и привозила в Москву. Вот мои стены теперь пустые.

- Охарактеризуйте себя как художника.

- Я считаю себя художником-философом. Моя задача – это исследование и объяснение мира в комиксах.

Екатерина Жадина. Pale Legs 2. Бледные ноги 2. Холст, масло, 90х90 см

- Трудно ли быть художником-самоучкой?

- У "сырых", необученных художников есть преимущества. При обучении могут быть убиты важные интуитивные настройки. Другой вариант – сопротивление во время обучения, а это трата сил и времени. Быть безграмотным художником тоже трудно. Желательно знать основы цветоведения и композиции – это помогает. Любая информация доступна в Интернете. Не обязательно сидеть на студенческой скамье 5-6 лет. Нигде диплом не спрашивают.

- Расскажите о выставке "Первая", которая проходит в галерее 11.12 на Винзаводе.

- Я бы дала ей название "Framed, Suspended but Flying. Картинки с выставки". Но озаглавить её как "Первая" - это идея самой галереи, и мне она понравилась.

Я билингвик со школьных времен, читаю книжки, смотрю фильмы на английском языке. В голове идет вторая звуковая дорожка. Сразу даю иностранные названия своим работам, потом на перевожу на русский. Английские заголовки традиционно многозначны и расширяют интерпретацию. Основной пафос моей антипафосной работы – это торжество внутреннего пространства Inner Empire, в котором обломы и переживания превращаются в искусство. В фигуративном искусстве автор имеет право на свою интерпретацию. Но чем больше смыслов находят другие, тем лучше.

- Расскажите о технике создания Ваших картин. Пишете ли эскизы? Мне показалось, что Ваше искусство по большей части эмоционально и абстрактно…

- Пишу в основном мастихинами. Делаю наброски, эскизы. Мне кажется, я рациональный человек. Долго все прокручиваю в голове, пока не найду картинку, соответствующую первоначальной идее. Мое искусство абстрактно лишь в том смысле, что я не пишу натуру и не посещаю пленэры.

Екатерина Жадина. Neighbours always have better stuff. Соседи.70х70, масло, холст

- Не сожалеете ли вы, что не писали картины раньше?

- Нет. Я хорошо себя чувствую в этом возрасте с жизненным багажом.

- Чем увлекаетесь помимо написания картин?

- Шопингом и сериалами. По контрасту.

- Поддерживают ли Вас родные и друзья в вашем творчестве?

- У меня конгениальная семья. Моя дочь, Соня Кендель, режиссер анимационного кино, автор "Пишто уезжает", призер "Белого Слона" и номинант "Ники" по анимации. Мы поддерживаем друг друга во всем. Друзей, как у обычного природного интроверта мало, но они настоящие. Я автор не тусовочный, а сельскохозяйственный. В Оренбурге, к сожалению, нет арт-рынка.

- Над чем сейчас работаете? Пишите картины, занимаетесь домашним хозяйством?

- Думаю над новым концептом – в голове и графически. Если август – собираю яблоки и сушу их, если зима – катаюсь на лыжах и жду, когда она пройдет. Смена сезонов – основа русской лирики 19 века. Я русский усадебный лирик девятнадцатого века, выживший в двадцатом и доживший до Интернета со всеми его соцсетями.

Екатерина Жадина. The other Side of the Apple. Другая сторона яблока. Холст, масло, 90х90 см

- Ваше отношение к современному искусству?

- Contemporary art – это пространство свободного исследования. Каждый сам по себе. Как говорит грузинский кинорежиссёр Отара Иоселиани: "Разве сапожник после работы идет смотреть как работает другой сапожник?".