Энвайронмент и Хэппенинг /environment and happening
от /англ./ Environment — окружение, среда, обстановка
от /англ./ Happening — происшествие, случай
Тесно связанные между собой концепции энвайроонмента и хеппенинга появились в конце 50-х годов в экспериментах Аллана Кэпроу (Allan Kaprow). Эти идеи по большей части были сформулированы в статье художника "Наследие Джексона Поллока", опубликованной в 1958 году в "Арт Ньюс". В дриппинге, как заметил художник, заключена замечательная возможность "бесконечно продолжать работу таким способом или сразу же остановиться".
Поначалу в "акции-коллаже", а затем в дриппинге предметов, Кэпроу приходит к совмещению двух приемов. Он прекращает писать, но актуальной частью "наследия" Поллока оставляет сам процесс создания произведения и размер all-over (покрывающий всю поверхность). В энвайронменте – скоплении предметов, устроенном в определенной пространственной среде (внутреннего двора, гаража), Кэпроу изменяет масштаб, разбрызгивая краску на все пространственное окружение, составленное из реальных предметов и субстанций "самого разного свойства" ("картины, еда, дым, вода"). Финал статьи 1958 года был пророческим: "Такой, и это совершенно ясно, будет алхимия шестидесятых годов".
Аллан Кэпроу "Двор", 1961. Энвайронмент в Галерее Марты Джексон, в Нью-Йорке, фотография
Он экспериментировал со звуком, трансформировавшим энвайронмент в сценическое действо. Случайность, как структурный прием исходит от Untitled Event (событие без названия) Джона Кейджа (John Milton Cage), лекции которого Кэпроу посещал в Нью-Йорке в Новой школе социальных исследований.
Пространство хеппенинга алогично: в нем нет сценической площадки и границы между исполнителем и зрителем, его повествование представляет собой последовательность телодвижений. Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами. Все действия развиваются по предварительно намеченной программе, в которой, однако, большое значение отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным побуждениям. В хэппенинге ярко выразилось стремление авангардизма к слиянию искусства с течением самой жизни. Как и дриппинг, хеппенинг представляет собой структуру, но не живописную, а состоящую из предметов и жестов "в меру пространственных, в меру временных".
"Граница между искусством и жизнью должна оставаться нестабильной и возможно менее отчетливой". Аллан Кэпроу 1966 год.
Художники: Георг Брехт (Georg Brecht), Джим Дайн (Jim Dine), Аллан Кэпроу (Allan Kaprow), Клэс Олденбург (Claes Oldenburg), Вольф Фостелл (Wolf Vostell), Роберт Уитман (Robert Whitman) и другие.
Хеппенинг: 1952, Эшвилл Блек Маунтин Колледж "Джон Кейдж. Событие без названия"; 1959, Нью-Йорк, Ребен Гэллери "Кэпроу; восемнадцать хепенингов в шести частях"; 1960, Джадсон Галери "Олденбург: Улица"; 1961, Нью-Йорк, Джексон Гэллери "Кэпроу: Площадка и Окружение, Ситуации, Пространства".
Тексты: А.Кэпроу "Наследие Джексона Поллока", 1958. "Ассамбляж, энвайромент и хеппенинг", 1966.
См.также статьи: Дриппинг, Амбьенте, Флуксус, Перформанс.
Вольф Фостел "Phaenomenia (Явления)", 1965. Фотография хепенинга, Берлин. Устроитель европейских хеппенингов и участник флуксуса, Фостел вторгается в контекст города огромным деколлажем. Его составляющие – не плакаты (как у афишистов нового реализма), а пространство, предметы и повадки людей. Хеппенинг превращается в круговерть непредвиденных событий: фотография демонстрирует его хаотические и деструктивные результаты. Как и в акциях Кэпроу, для Фостела брак и отходы свидетельствуют о доминирующих в реальности "хищнических" инстинктах. Быстро подготовленная сцена хепенинга заполнена материалами, найденными на улице и в мусорных контейнерах. Акцентируя внимание на фрагментарности и разрушении, художник стремится "взволновать зрителя", побуждая его размышлять и противодействовать обществу товаров и потребления". В 1959 году в деколлаже TV, он впервые использовал в своей коллективной акции телевидение.