Фестиваль ТУЖИ АРТ: современное искусство в Забайкалье

В начале августа в забайкальском ленд-парке «ТУЖИ» в 150 километрах от Читы во второй раз прошел одноименный арт-фестиваль. Кто, как и зачем развивает современное искусство посреди бескрайних степей, сопок и тайги — в репортаже Надежды Лисовской.

Арт-парк Тужи

Парк находится недалеко от деревни Укурик — родового гнезда художника и скульптора Даши Намдакова. Собственно, сама идея создания парка выросла из желания в буквальном смысле спасти населенный пункт, который в течение последних десятилетий загибался из-за закрытия совхозов и оттока населения. 

"Хранители", Даши Намдаков

По рассказам местных жителей, когда Даши впервые поделился  с представителями администрации своими планами — создать парк современного искусства посреди степи, где нет ни дорог, ни электричества — на него посмотрели как на безумца. Он и сам был не до конца уверен в обратном, но местный лама, посетив локацию, убедил Даши, что «если они возьмутся всем миром, то всё получится». Они и взялись. Проложили грунтовую, но вполне проезжую дорогу, протянули электричество, своими руками строили и продолжают возводить административные и гостевые домики, мастерскую, сцену и даже спортзал. Попутно в деревне открыли столярный и кузнечный цеха, где производят мебель как для самого парка, так и «на экспорт».  

Арт-парк Тужи

Первый фестиваль «ТУЖИ АРТ» при участии Московского музея современного искусства прошел в прошлом году, и из-за нехватки времени несколько спонтанно и скомкано, по отзывам самих организаторов. В этот раз на подготовку было гораздо больше ресурсов, и уровень объектов и мероприятий был далеко не «провинциальный». По некоторым параметрам «ТУЖИ» вполне заткнули за пояс Николо-Ленивец с его многолетней историей и весьма дорогими билетами. К слову, забайкальский фестиваль бесплатен для зрителей.

Из новых объектов этим летом появились работы Егора Плотникова, Ивана Горшкова, Владимира Чернышева, монгольского скульптора   Амарсайхана Намсрайжава и Даши Намдакова. Тема фестиваля была заявлена как «ОДНО/НЕБО» и авторам предлагалось представить свои «интерпретации поиска человеком точки опоры в стремительном, ускользающем времени современной жизни, своего места в стране и мире, под одним общим небом», — сказано в релизе.

Арт-парк Тужи

Самый близкий от информационного центра новый объект — «Коновязь» Даши Намдакова. Подобные столбы, по-бурятски «сэргэ», располагаются у каждой юрты и несут вполне утилитарную функцию — привязь лошадей, кроме того их устанавливают в священных местах. Коновязь символизирует процветание и продолжение рода. Разрушать сэргэ можно лишь в случае ее полной непригодности или прерывания рода. 

"Коновязь", Даши Намдаков

Далее следует «Пробужденное движение» Амарсайхана Намсрайжава, посвященное кочевой культуре. Своей работой автор напоминает о важности традиций и связи с землей, вопреки техническому прогрессу. 

«Пробужденное движение», Амарсайхан Намсрайжав

Мимо повозки проходим к «Башне» Ивана Горшкова. Работа вполне вписывается в ключевую концепцию художника, которую он называет «кристалл чистейшей крезы»: это нагромождение случайных предметов от тарелок до садовых гномов и костюмов свинок. Сам автор называет метод «парадокс природы материалов»: пёстрая и аляповатая конструкция залита специальной смолой, благодаря которой композиция обретает целостность и «натуральность», как бы становясь частью природы. Цитируем Ивана: «представьте себе, что в далеком будущем после крушения цивилизации некий внеземной разум найдет образы нашей современности. Ничего не зная о нас и не понимая значения этих образов, сделает из них маскарадные костюмы и устроит вечеринку. Кусок этой окаменевшей вечеринки, по иронии судьбы, застрял в бескрайнем диком поле».     

"Башня", Иван Горшков

А из кустов уже виднеется объект Егора Плотникова «Взаимосвязи»: пятиметровая пирамида из белых деревянных человечков. Трехуровневая скульптура «о важности контакта между людьми. О том, как взаимосвязи, крепкие узы любви и дружбы или тонкие, еле заметные "касания" участия и поддержки образуют прочную конструкцию». На первом ярусе скульптуры оставлен пробел, который может заполнить собой зритель, стать частью скульптуры, почувствовать единение и, конечно, сделать эффектное фото. 

"Взаимосвязи", Егор Плотников

Самое отдаленное сооружение на настоящий момент — «Павильон растерянности» Ирины Кориной, созданный в прошлом году и перенесенный на новое, более удачное место. Также под действием резко континентального  климата ткань неожиданно поменяла цвет с темно-серого на красный. 

«Размышляя о домах кочевников и вообще доме как укрытии, Корина спроектировала павильон или беседку в форме перевернутой дачной веранды с перекошенными переплетами которая не может зашитить от непогоды», — сказано в описании. Венчает конструкцию цветок-оммаж к работе советского художника-нонконформиста Владимира Яковлева.  

"Павильон растерянности",  Ирина Корина

Сложно пройти в противоположную часть парка, минуя ресторан Чабрец, а ресторан — не попробовав бурятские буузы, которые по виду напоминают хинкали без хвостиков, а в рецептуре отсутствуют специи: только мясо и лук. Как остроумно отметил один из коллег: «буузы гораздо лучше хинкали. Не видно кто сколько съел». Фото бууз не будет, так как съедаются оные быстрее, чем фотографируются.

Ресторан "Чабрец"

Далее по живописной лесной дороге можно дойти до «Идолов» Александра Повзнера. Это, пожалуй, самый забавный объект во всем парке. «В этом образе столкнулись противоположные типы сознания -магическое и рациональное. Бытовой предмет, призванный разливать воду, стал сакральным существом, у которого ее нужно вымаливать. Современный человек, утративший связь с природой и ставший рабом технологий, просит воду, то есть саму жизнь, у гигантского истукана».

"Идолы", Александер  Повзнер
 

Пространство на другом берегу, куда ведет живописный подвесной мост, притаились сказочные существа — «Мать Тайги» Ардана Бальжанова и относительно небольшие яркие фигурки Николая Марткачакова. 

"Мать Тайги",  Ардан Бальжанов

Также по парку рассеяны деревянные практически реди-фаунд изваяния Даши Намдакова и его же более узнаваемые широкой публикой бронзовые скульптуры.

На разных площадках парка несколько раз в день проходили показы оперы «Должид Хатан», иммерсивного спектакля «Сказание о лебеде», а в день открытия фестиваля — концерт Алисы Тен и Руста Позюмского. 

Алиса Тен и Руст Позюмский

«Должид Хатан» на музыку Петра Айду и тест Григория Коротенко повествует об истории Орэм Хатан, младшей жене хана, которую по началу не возлюбили старшие жены, но после того, как добрая женщина спасла одного из их детей, они раскаялись и приняли её. Героиня прожила очень долгую жизнь, посвятив себя помощи больным и страждущим, а после смерти в честь нее на горе недалеко от парка воздвигли ступу и нарекли женщину Должид Хатан Эжи. Именно она считается покровительницей этой местности и защитницей бурятского народа, а ее образ — работа Даши Намдакова стал одним из первых объектов парка «ТУЖИ». Опера далека от классической, о чем сразу предупреждают перед ее началом, и зрители приняли ее очень по разному: от полного восторга до тотального неприятия. Но в любом случае равнодушным не остался никто. 

Опера "Должид Хатан"

Спектакль-песня «Сказание о лебеде» драматурга Полины Коротыч и режиссера Алины Насибуллиной — история более понятная. Она о приключениях героя Отхона, спасающего свою деревню от мора. Сюжет спектакля зародился во время творческой экспедиции в деревню Укурик, где участники изучали бурятскую культуру, беседовали с местными жителями и посещали святые места. Начавшись на сцене, действо захватывает зрителя и влечет от подмостков на природу — на берег реки, в степь. 

Спектакль-песня «Сказание о лебеде» 

Хотелось бы отдельно отметить невероятно зрелищные костюмы и спецэффекты, созданные в довольно скудных условиях забайкальской степи ибо ближайший пункт, где можно приобрести художественные материалы, это Чита.  

Спектакль-песня «Сказание о лебеде» 

Оба действия изначально должны были быть полностью интегрированы в природную среду, но из-за неблагоприятного прогноза погоды перенесены под крышу. 

В культурном центре практически непрерывно шла просветительская программа под модерацией  руководителя радио «Культура» Ксении Ламшиной. Гостям раскрывали самый широкий спектр тем: от современного искусства и театра до археологии и арт-журналистики.

Фестиваль "ТУЖИ АРТ"

Крайне любопытно было наблюдать за реакцией местных жителей, особенно пожилых, на встречу с современным искусством. Даже в столице довольно редко можно встретить людей серебряного возраста на подобных арт-мероприятиях, а в Забайкалье они проявляли к невиданному ранее искусству и театру если уж не неподдельное любопытство, то по-буддистки философское приятие.

К слову о буддизме, в ближайшей деревне Укурик располагается весьма картинный Дацан Рибо Терлан Линг, а на горе за ним памятник, обозначенный на Яндекс-картах как Хурмастын Тэнгэриин Обоон Сагаан Хан. Кроме того с сопки открывается вид на всю деревню и окрестные поля со стадами коров и табунами лошадей. 

На другой горе, логистика между которыми осуществляется на сорокалетнем УАЗике модели «буханка», можно посетить святилище Должид Хатан и завязать ленту на исполнение желания.

Для москвички с колониальным мышлением, никогда не бывавшей дальше Урала, «ТУЖИ» стали приятно шокирующем открытием. Настолько высок был уровнь как искусства, так и инфраструктуры и гостеприимства. До поездки представлялось, что жить придется в юрте, а питаться сушеной кониной. Поэтому комфортабельные и эстетически безукоризненные домики и обширное меню ресторана восхитили. Тот самый редкий случай, когда слова «сделано с любовью» — не маркетинговая замануха, а очевидный факт. 

И все это на фоне невероятной природы, где в одной локации можно увидеть и степь, и сопки, и поля, и самую настоящую тайгу. 

Совокупность всех факторов создала уникальную атмосферу всеобщего единения, когда в конце фестиваля еще несколько дней назад незнакомые люди обнимались и чуть ли не со слезами прощались друг с другом и с парком, обещая обязательно вернуться на следующий год.  

ТУЖИ АРТ