ФОРМА форм
Текст и фото: Ирина Свеколкина
27 и 28 июля 2019 года в восьмой раз прошел независимый экспериментальный фестиваль современного искусства «ФОРМА».
«ФОРМА» - это единственный фестиваль в своем роде, объединяющий на своей территории дерзкие формы современного театра, перформанса, поэзии и музыки. Главной задачей фестиваля является освободиться от «оков умирающего искусства», высвободив безудержную энергию экспериментаторства и свободы, синтезируя и аккумулируя новые художественные практики. Каждый фестиваль, по словам очевидцев - уникален, и не похож на предыдущий. В этом году он впервые прошел в двухдневном формате, разместив на территории арт-завода ФЛАКОН (бывшей территории Хлебзавод), шесть разных по смыслу площадок за каждую из которых отвечал свой куратор.
Темой фестиваля 2019 года стала «поэтика». Впервые термин «поэтика» вводит Аристотель в своем одноименном труде, рассматривая специфику разных поэтических жанров и анализируя систему средств выражения каждого. Кураторы фестиваля «ФОРМА» переосмысляют это понятие в современном контексте и используют современные жанры и способы выражения автора всеми доступными средствами, не отделяя художественные практики от музыкальных, анализируя специфику каждого из направлений, особенно в процессе смешения. Так на фестивале были представлены актуальные и андеграундные формы искусства, выходящие за рамки классического понимания поэтики, выводя новые формы красоты. Каждый посетитель мог неожиданно открыть для себя нечто совершенно новое и запредельное для своего понимания, а главное – увидеть разнообразие ФОРМ.
Шесть площадок работали практически без перерыва, и были заполнены разными по формату выступлениями: сцена «Успех», организованная одноименным баром, в течении двух дней знакомила зрителя с дикой музыкой молодых панк-групп, некоторые названия которых говорят сами за себя, например «Суперкозлы», «Поспишь потом», «Sila Slona». Публика блистала цветными ирокезами, рваными джинсами и довольными улыбками, под громкие крики вокалистов, весело двигающих свои идеи в молодые массы.
«Вторая» сцена находилась в прекрасном ангарном пространстве, буквально всегда заполненная людьми, и, не смотря на дикую жару, а с погодой организаторам очень повезло, никогда не пустела. Потому что здесь собрались самые невероятные по силе творческой энергетике современные художники с новыми перформансами и музыкальными выступлениями. В первый день очень порадовало выступление певца Александра Залупина, скрывающего свое лицо под разными масками из латекса и тканей, и поющего в стиле шансон на новый авангардный лад, с явными нотками помешательства и внутренней печалью в текстах. Этакая эстетика постсоветского периода в современной оберточной перформативной бумаге. Мелодия, как говорится, шансонная, а вид Бартеневский, от чего становится как-то на душе тепло и спокойно. Второй день на Второй сцене был еще более впечатляющим представив хореографический перфоманс Павла Пепершейна, а также одним из самых ожидаемых событий стала творческая встреча Петра Мамонова, на которой он выступил со своими невероятно искренними песнями и стихами.
Сцена «Новой музыки» уютно расположилась между двумя зданиями Хлебзавода, создав атмосферное пространство для наслаждения новыми звуковыми трюками, производимыми на разных музыкальных инструментах. В некоторые из моментов, создавалось впечатление, что всё это происходило не в 2019 году, а в период авангардных поисков новых форм. Дребезжание, молчание и одноактные музыкальные выпады в течении сорока минут, вводили в транс, завораживали своей красотой и удивляли новой прекрасной музыкой.
Главным событием, как Главной сцены, так и всего фестиваля, стала премьера проекта «Коллайдер», закрывающая программу фестиваля. «Коллайдер» – часовое театрально-перформативное действие, объединившее в себе все виды искусств: музыку, визуальное искусство, перформанс и театр. Сотни танцоров, кружили, создавая динамику первородных ритуальных танцев, вокруг сцены на которой выступала питерская группа Shortparis, известная своими перформативными концертами и завораживающей энергетикой солиста группы Николая Комягина. На одну из стен проецировались послания с текстами из песен группы, и необыкновенно завораживающей обработанной в реальном времени картинкой двигающихся, ползущих и извивающихся обнаженных тел. Все вместе буквально «оживляло» пространство, погружая зрителя в тотальный музыкально - хореографический «коллайдер». «Коллайдер», это результат совместной работы режиссера Максима Диденко, группы Shortparis, хореографа Владимира Варнавы, театрального художника Павла Семченко (Инженерный театр «Ахе»), студии мультимедиа дизайна «Сила Света» и студии светового дизайна «Сетап». Грандиозное по своей сути действо, стало настоящим «крышесносом» для всей даже подготовленной публики.
Программа фестиваля ФОРМА радует своей разнообразность и потрясающей атмосферой, половину которой делают посетители, буквально слетевшиеся туда как мотыльки «на Берлинский свет свободы». Именно такое ощущение свободы самовыражения, которые можно испытать в негласно признанном городе свободы Берлине, куда стремятся за самыми свежими впечатлениями все прогрессивные участники современной арт –тусовки, можно было испытать, не выходя за пределы российского контекста. Разнообразие ФОРМ развлечений на фестивале, ФОРМ одежды и ФОРМ общения.
Отдельно хочется сказать о выбранной потрясающе подходящей площадке для проведения фестиваля, где сцены были под крышами, вокруг много еды не только в фудтраках, но и в многочисленных кафе, и самое главное для таких фестивалей – это наличие баров, свободное посещение которых в процессе, создавало правильную атмосферу для общения, приобщения и мягкого погружения в уютный мир новых ФОРМ.