Гений формы

В Петербурге, в залах Главного штаба Государственного Эрмитажа, открылась выставка «Тони Крэгг. Скульптура и рисунки».

В трех залах выставлено 55 работ знаменитого британского скульптора, выполненных в разные годы с начала 80-х годов прошлого века и до последних лет в разных материалах – дерево, камень, стекло, металл, пластик. Среди представленных в Эрмитаже – садовая и уличная скульптура, мелкая пластика, эскизы и предпроектные рисунки. Вся экспозиция придумана и разработана самим скульптором специально для Эрмитажа, и это не повторение какой бы то ни было из его состоявшихся выставок, а оригинальная идея для залов Главного штаба.  

Тони Крэгг уже давно признан классиком модернизма, он один из самых известных современных скульпторов. Крэгг родился в Ливерпуле, в семье инженера авиационного производства, его первое образование – химик, специалист в области резинового производства. Но, не проработав на химическом производстве и двух лет, увлекся художественным творчеством и начал изучать искусство на курсах в Глостерширском колледже искусства и дизайна в городе Челтенхем, затем, в начале 70-х, в Уимблдонской школе искусств, образование завершил в Королевском колледже искусств. Его первым и главным учителем был Роджер Эклинг: он познакомил Крэгга со скульпторами Ричардом Лонгом и Биллом Вудроу. После Королевского колледжа Крэгг покинул Англию, и с тех пор живет и работает в Германии. Под Вупперталем с 2008 года открыт парк его скульптур. С 2009 года он выбран ректором Дюссельдорфской академии художеств. 

С середины 80-х годов Крэгг увлекается экспериментами с разными материалами и формами: он использовал пластмассы и поделочные материалы, создавал конструкции из готовых элементов мебели, ткани, позже, с конца 90-х, он обратился к более традиционным материалам – бронза, стекло, мрамор дерево. Для выставки в Петербурге Тони Крэгг представил работы всех периодов своей творческой жизни. 

Как рассказали Арт-узлу кураторы выставки Дмитрий Озерков, руководитель Отдела современного искусства Эрмитажа, и Надежда Синютина, Крэгг специально приезжал в Петербург для изучения интерьеров Главного штаба, а затем рассказал о своем видении будущей экспозиции. Они сначала выслушали предложения мастера, поняли, что он хочет сказать своей композицией, потом уточняли детали. В частности, Крэгг очень хотел установил в залах еще две скульптуры, очень массивные и тяжеловесные, но кураторам удалось отговорить мастера от этой идеи – чтобы не пострадали исторические перекрытия здания.   

-Он сам расставлял эти скульптуры, - говорит Дмитрий Озерков. – И вся композиция работает как оркестр – высота, расстояния, повороты – возникает полифония звуков и образов, это как тотальная инсталляция у Кабакова. Сначала он хотел поставить в центре самого большого зала крупную фигуру, напоминающую гигантский гриб, потом остановился на металлической, спиралевидной скульптуре, которая удивительно держит всю композицию. Мы бы сами не расставили так никогда, это сравнимо с настройкой инструментов в оркестре, которую целиком слышит только один человек – дирижер.

В экспозиции, по мнению кураторов, заложена не только идея полной ретроспекции, хотя здесь представлены работы от ранних до самых последних. Но ими двигало и желание показать творческий путь Тони Крэгга во всей полноте: весь набор материалов и форм (от ставшего классикой «Монастыря», выполненного из металлических деталей каких-то крупных машин до хрупкого стекла), которые скульптор использовал в своих работах, и представить российскому зрителю полный обзор творчества одного из ведущих мастеров современной европейской скульптуры.  

-Для нас эта выставка важна еще и тем, что мы не просто представляем работы признанного классика модернизма, - говорит Дмитрий Озерков. – Тони Крэгг – реальный живой скульптор, он и теоретик, и практик, и преподаватель, он уникальная фигура в современном европейском искусстве.

Значительную часть выставки занимают работы Крэгга, выполненные из стекла: это и композиции из уже готовых предметов – бокалов, ваз, бутылок, изготовленных из тонкого прозрачно-зеленоватого стекла. Это необычные фигуры, напоминающие фантастическую химическую посуду, и созданный из темно-коричневого стекла объемный автопортрет самого скульптора. Рядом с законченными изделиями представлена большая серия карандашных рисунков Тони Крэгга – его предпроектные зарисовки, эскизы будущих объектов, графические изображения внутренней структуры стекла, прошедшего термическую обработку. Кстати, говоря о своей работе, Крэгг всегда повторяет, как важно для скульптора и любого творца в области современного изобразительного искусства умение рисовать.  

Выставка «Тони Крэгг. Скульптура и рисунки» продлится в залах Главного штаба Эрмитажа до 7 мая. 

 

Текст и фото: Наталья Шкуренок