Текст и фото: Ася Большова
"Геометрия несовпадений" Юрия Самсонова
В Краснодарском музее имени Ф.А. Коваленко открылась ретроспективная выставка Юрия Самсонова «Геометрия несовпадений».
Каждый художник интровертен. Вопрос здесь лишь в степени этой интровертности. Творчество Юрия Самсонова во всех многозначных обличьях публика увидела впервые несмотря на то, что художник активно творит с 90-х годов и участвует во многих групповых проектах.
Знакомясь с ретроспективой Самсонова, понимаешь, что его творческий путь – это путь рационального экспериментатора. И, скорее всего, импульсом посмотреть назад стало не желание подвести итог, отложить кисть и отправиться на покой, а смелость собрать воедино всё созданное за определенный период жизни, затем чтобы увидеть извне цельную картину этих экспериментов.
На выставке в полной мере представлено многогранное, отчасти неровное творчество художника: сложно поверить, что все работы принадлежат одному автору. Восприятие проекта также усложняет и отсутствие хронологии в экспозиции. По задумке куратора живописные работы должны вступить в «визуальную оппозицию» с объектами - аллюзиям к конструктивизму. Такой ход направлен на то, чтобы выявить общее высказывание выставки. Конфликт двух параллельных историй, несомненно, прослеживается. Вызывает сожаление что от внимания увлекшегося разгадкой экспозиции зрителя способно ускользнуть самое главное.
Упорядочивая окружающую среду, художник создает абсолютно замкнутые в себе системы - будь это отражающиеся объекты или сплетение рук на шее Одетты. Тема обособленности мерцающей линией пронизывают все работы Юрия Самсонова. Художник обнажает ощущение тотальной неуютности окружающего мира через невроз сюрреализма ранней живописи, ровно как и через тонкую тектонику более поздних объектов. Крик о страхе с течением времени трансформируется в модель идеального мироздания. Она вырастает из плоскости, начав движение в трехмерное пространство вне всякой утилитарной задачи. Это своего рода резервуары найденной художником гармонии.
Наблюдая борьбу двух разнонаправленных стилей в творчестве Юрия Самсонова, ощущаешь эту самую борьбу внутри автора. В нём пытаются ужиться два начала. Одно – беспрестанно рефлексирующее и где-то агрессивное. Другое – статичное, выверенное с точностью архитектора. В попытке соединения в одном пространстве этих двух начал и возникает несовпадение. Такое чувство, будто пропущены какие-то важные ячейки ребуса, необходимые для целостного понимания мира художника.
Столкнувшись с «Геометрией несовпадения», обнаруживаешь себя в увлекательном лабиринте, который если и не сможешь разгадать, то уж точно можно попробовать почувствовать.