Главная моя любовь - это цвет

В Москве продолжается первая персональная выставка в России британского художника индийского происхождения Аниша Капура "Моя алая Родина".

Название выставке дала одноименная работа "My Red Homeland" 2003 года. Она и еще 3 работы, "Убежище", "S-образное" и "Твое тело. Мое тело" должны дать представление российскому зрителю о творчестве одного из лидеров направления "новая британская скульптура" и одного из самых важных современных художников. Капур был первым в истории художником, удостоившимся прижизненной персональной выставки в лондонской Королевской Академии. 

Главный экспонат выставки, "Моя алая Родина", представляет собой "цирковую арену" диаметром 30 метров, залитую толстым слоем смеси из вазелина, воска и красного индийского пигмента. По ней ходит металлическая стрела длиною 12 метров и совершает полный оборот за час, каждый раз разравнивая поверхность и снимая с нее новый слой. Процесс этот бесконечный и едва заметный зрителю, от того только более завораживающий и поглощающий. Алая масса по краям за счёт аморфного состояния материала постоянно перетекает снова на арену и оказывается под острием стрелы. 

Вторая знаковая работа на выставке - "Убежище" (Shelter, 2007). Это чуть вогнутый круг из стекловолокна. Его поверхность обсыпана ярко-желтым порошком. Когда становишься перед кругом и смотришь прямо в его центр , то оказываешься полностью поглощенным пространством произведения, которое становится своеобразным убежищем от внешнего мира. Его строение таково, что звук, направленный в центр многократно усиливается и отзывается эхом. Произведения Капура призваны взывать к самым архаичным, глубинным чувствам в зрителе и Капур не настаивает на конкретных ассоциациях и мыслях, которые должны возникать от столкновения с его произведениями. “Мне нечего сказать, я не хочу ничего сказать”, - повторял на открытой встрече в Ервейском Музее Аниш Капур. 

Рядом стоит знаменитое "S-образное" (S-Curve, 2006). Оно выполнено в ставшей фирменной для Капура и узнаваемой технике. Это несколько тонн отполированной до зеркального блеска стали, которые напоминают о паблик арт скульптуре "Облачные врата" (Cloud Gate, 2004-2006) в чикагском Миллениум Парке. Изображение зрителя деформируется, искажается и перевёртываться в глади "S-образного". Капур называет эту работу "объектом для селфи", что доказывают многочисленные фото в социальных сетях с выставки на фоне работы. “Селфи - целое новое общественное пространство, разве нет?”, - риторически вопрошает Капур. 

Четвертой работой является ультрамариновая воронка "Мое Тело Твое Тело" (My Body Your Body, 1993). Она уходит, сужаясь, с прямоугольного периметра поверхности стены в ее глубину на 3 метра и вызывает самые интимные ассоциации. Во многих работах Капур исследует пространства, создаваемые пустотой. Он говорит о том, что в таком случае рождается не отсутствие чего-то, а наполненность, как, например в работе “Схождение в Лимб” (Descent into Limbo, 1992). Эта работа была представлена на Документе в Касселе 1992 году и является белым зданием с глубокой полостью на полу внутри. Ее стены покрыты темно - синим пигментом, что создает скорее ощущение наполненности, чем пустоты. Один посетитель, уверенный у том, что на полу натянута ткань, бросил свои очки в дыру, и был очень удивлен услышать звук их удара о дно. 

Выбор Каупром монохромных цветов - кобальтового, василькового, алого, белого - и простых форм объясняется тем, что Капур работает с цветом как с самостоятельной формой, высвобождая ее из пространства произведения и достигая его тотальной экспансии. В открытом выступлении в Еврейском Музее Капур говорил о том, что цвет является основой его поисков. Пигмент, который он использует во многих работах, с одной стороны очень материален, потому что его можно взять в руки и ощутить как материал, а с другой стороны он иллюзорен, потому что это порошок, это то, чего нет. 

Работы Капура о цвете и о том, какие пространства он может создавать. Капур говорит, что цвет интересует его не как покрытие или прикрытие чего-то, а как условие. Например, в работе “На краю света” (At the Edge of the World, 1998), которая представляет собой алое полотно из стекловолокна и пигмента, нависающее прямо над посетителем, Капур создает ощущение идущего дождя, поток воды которого - красный. “Главная моя любовь - это цвет”, - повторяет Капур. 

Выставка продлился до 17 января 2016 года в Еврейском Музее и Центре Толерантности.

Текст: Надежда Семыкина

Фото: Арина Романцевич