Фотографии предоставлены Государственным Центром Современного Искусства (ГЦСИ)
Хаим Сокол: Рабы не мы
Серия интервью с номинантами и организаторами десятого юбилейного всероссийского конкурса "Инновация". Читайте с хештегом #инновация2014.
Хаим Сокол - российский художник, скульптор, арт-обозреватель, автор инсталляций, перформансов, текстов. Номинант Инновации 2014 в области "Произведение визуального искусства".
КБС: Выпускник Еврейского университета. Иерусалим. Учился в Московском институте проблем современного искусства. Жил и выставлялся в арт-сквоте в Хохловом переулке. В 2006 году стал членом Международной ассоциации изобразительных искусств — АИАП при ЮНЕСКО. Живет и работает в Москве и Иерусалиме.
Проект "Спартак. Times New Roman", ранее представленный в ЦТИ "Фабрика" в Москве, повествует о времени новых римлян, об изнанке революционного Рима и бедном быте мигрантов. Взаимодействие Рима и современной Москвы, Спартака и киргизских гастарбайтеров.
Хаим Сокол. Проект "Спартак. Times New Roman". Фото экспозиции в ЦТИ "Фабрика".
Анастасия Четверикова: Римляне, триумфальная арка, Спартак, почему с этим всем коннектятся именно киргизы, а не гастарбайтеры других национальностей, которых у нас тоже хватает?
Хаим Сокол: Для начала, это обобщённый образ узнаваемых мигрантов, я не хотел особо выделять киргизов, просто так получилось. У меня была возможность общаться с рабочими из этой диаспоры, но это могли бы быть и таджики, и кто-то еще.
Я хотел провезти параллель Рим – Москва, как известно третий Рим, как история угнетенных, угнетателей, освобождения, надежды. В исторической перспективе, я даже не знаю за кем триумф - за Спартаком или Римской республикой? Поэтому проект и о том и о том.
Хаим Сокол. Проект "Спартак. Times New Roman". ГЦСИ. Фотограф Денис Кузнецов, U-Art.
А.Ч.: Тогда в честь кого эта триумфальная арка?
Х.С.: Это не случайная арка. Это пропорционально уменьшенная реконструкция арки Тита, первого столетия нашей эры, которая сохранилась и находится недалеко от Колизея в Риме. И она была воздвигнута в честь триумфа Тита Флавия над восставшей Иудеей. И сегодня эта арка одна из немногих, которая послужила подобием для триумфальных арок в Париже, в Москве. С другой стороны на барельефе арки изображена сцена, как римские войны выносят трофеи из разрушенного иерусалимского храма, таким образом, эта арка рассказывает нам не только о триумфе Рима, но и о трагедии побеждённых, о чем мы мало задумываемся.
Если в этом смысле вспомнить идеи немецкого философа Вальтера Беньямина, то он говорил, что когда мы присоединяемся к триумфу своим восхищением, мы присоединяемся к победителям, и тем самым присоединяемся к победе над побежденными. И еще он говорил, что любой документ культуры, одновременно документ варварства. Вот эта арка – символ и иллюстрация этих идей. Арка триумфа – это одновременно и арка побежденных. Вот об этой обратной стороне я и хотел рассказать.
Хаим Сокол. Проект "Спартак. Times New Roman". Фрагмент видео.
А.Ч.: Почему Вы считаете, что герои вашего проекта угнетены? Они же работают, посылают деньги семье на Родину.
Х.С.: А вы поезжайте в единый центр миграции, постойте там с 5 утра, где тысячи людей, это для начала, а потом задумайтесь, как относятся к ним на всех уровнях. На уровне властей, ежедневного отношения, на каких условиях они работают, какими жертвами они посылают эти деньги родным и, в конце концов, почему такая сложилась ситуация, что они вынуждены работать за самую низменную плату.
Это касается нас всех, на них это просто проявляется в более очевидной форме.
Выставка номинантов продлится до 3 мая 2015. Подробнее о художнике Хаиме Соколе и его проектах читайте на официальном сайте http://www.haimsokol.com
Автор проекта #инновация 2014, журналист, культуролог Анастасия Четверикова. #Nastya4CHE