«...и мчится бабочка сознанья из ниоткуда в никуда…»

18 марта в ARBUZZ gallery открылась выставка «Найти Внутреннюю Монголию. Часть 1»

Внутренняя Монголия — цветущие степи, засушливые пустыни, реки и обширные пастбища, пустота и безвременье. Некий загадочный третий путь, на который встаёшь из-за неразрешимых противоречий бытия. Это понятие стало основным для выставки. А название, как призыв к поиску субъективной «Внутренней Монголии» не только для художников, но и для посетителей. 

Текст: Дарья Казакова
Фото: Саша Дема

 

Экспликации к работам художников, посетителям следует искать между страниц романа Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота». Отсылка к книге, как и к абстрактному понятию из нее не случайны.

В 2022 году поиск некой инореальности, стал выходом из ситуации непреодолимых вызовов. Это попытка осмыслить происходящие с человечеством катаклизмы путём дереализации, отделением себя от коллективного и объективного, стиранием границы между снами, галлюцинациями и неким «Настоящим». 

Сыграйте мне на сопилке про наш лес, Ольга Махно, инсталляция, плавник, окаменелое дерево, масло, 90х30х30, 2023

Возвращаясь к Пелевину, считается, что это первый роман действие которого происходит в полной пустоте. Этот же принцип перекочевал в пространство выставки. Хотя, на первый взгляд наполненность залов разнообразными работами, наоборот, казалось бы противоречит «пустоте». Выставка мысленно поделена на несколько условных пространств. Первый зал — точка погружения во внутреннюю Монголию, в природу, в место, где человек растворяется в шуме листвы. Здесь можно найти работы из натуральных материалов, например инсталляция Ольги Махно «Сыграйте мне на сопилке про наш лес». В этой части экспозиции очень много посвящено взаимодействию органического и неорганического, что выражено в работе Натальи Федоровой «Лучше не быть?» через взаимодействие различных природных и синтетических объектов.

Лучше не быть?, Наталия Федорова, смешанная техника, пенопласт, акрил, плата, природные материалы, 30х40 см, 2022

Узкий коридор ведет в основной зал. Здесь общая рефлексия направлена не только на личные чувства, но и на восприятие внешних процессов. Место человека в процессе глобализации и цифровизации. Для кого-то основным стал вопрос самоопределения как например в фотопроекте Феклы Федотовой «Встреча: Неолит - 21 век», диалог художницы со скульптурой Архаичной Венеры, как встреча двух женщин из разных эпох. 

Встреча: Неолит - 21 век, Фёкла Федотова, фотография, цифровая печать, пенокартон 10 мм, 45,12х61,71 см, 2022

Одиночество, Светлана Покровская, инсталляция, фарфоровый шамот, пигменты, цветные массы, земля, 150х200 см, 2021

Инсталляция Светланы Покровской «Одиночество», расположенная на полу посреди зала, раскрывает чувство изолированности от мира, фарфоровые части тела погружены в землю, отсылая к тому, что она есть начало и конец. Здесь также располагается работа Саши Кочетковой «Mutilation of the digital bodies and spaces, four faces», состоящая из размышлений о цифровой реальности и поисках нового человеческого тела.

Mutilation of the digital bodies and spaces, four faces, Саша Кочеткова, холст, масло, 80х100 см, 2023

В последней комнате можно увидеть перформанс Инги Энхболд «Скрытое» – действие представляет собой концентрацию личных многолетних переживай художницы, в том числе поиск себя через свою национальную культуру – Монголию.

– Зачем вы сюда пришли? 

Спрашивала кочевница, ожидая услышать, что ищут свидетели ее танца. Зрители замирали, перебрасывая взгляд с девушки на толпу и обратно. Художница остановила свое внимание на мне, вкрадчиво повторяя вопрос.

– Определенности.

Отвечаю и неожиданно для себя попадаю в ту самую точку, где распадающаяся личность современного человека, может собраться и существовать не расщепляясь на противоречия. Определенность – недосягаемые ресурс, но такой желанный. Бытие собирается во что-то обозримое и ясное. На миг человек заглядывает в бездну и находит ответ. Это то ради чего стоит продолжать поиск «Внутренней Монголии». 

Перформанс Инги Энхболд «Скрытое»

Тема собрала настолько большое количество откликов от художников, желающих принять участие в выставке, что пришлось поделить её на две части. Сейчас, в галерее представлены тридцать художников и каждая работа служит порталом в мир другого, в чье-то «никуда». Удивительно, как между такими разными работами удалось сохранить единую общую композицию. Куратор выставки Катя Финкельштейн поделилась тем как выстраивалось взаимодействие между работами художников: «В чем-то составление экспозиции похоже на монтаж видео - должны быть точки контакта по принципу сходства или противоположности между фрагментами, и это может быть: цвет, фактура, направление линий и движения, форма, композиция, изобразительный стиль, образный и смысловой ряд, ну и для внимательного читателя - бэкграунд авторов, история экспонирования работ. Между соседствующими работами, работами, находящимися напротив другу друга, экспозицией одного выставочного зала и выставкой в целом должен быть полилог, складывающийся в единое многомерное повествование и, нередко, то, что получается в итоге, рассказывает больше или глубже, чем было задумано».

Человек свободен от какой-либо заданной траектории поиска смысла в том или ином из артефактов искусства. Невозможно точно определить какой из возможных миров представляет собой реальность. Единственный ключ к пониманию происходящего, это интуитивное блуждание и свободное погружение через субъективные ассоциации. 

Участники выствки: Мариям Алибай, Юлия Баранюк, Вера Борисова, Диля Гарифжанова, Михаил Евлаков, Алексей Иванов (endemic), Татьяна Карпова, Паван Кирпал, Китакима, Анастасия Ковалева, Юстина Комиссарова, Саша Кочеткова, Уля Кошкина, Анастасия Марковская, Ольга Махно, Мария Мичи, Артем Мунтян, Светлана Покровская, Алена Репкина, Роман Сойеров, Ольга Сорокина, Мария Стадник, Евгения Стерлягова, Сергей Судаков, Анна Сярова, Алена Троицкая, Вика Уйстрайх, Наталия Федорова, Фекла Федотова, Катя Финкельштейн, Анастасия Червонная, Мария Черепанова, Инга Энхболд.

Выставка «Найти Внутреннюю Монголию. Часть 1» проходила до 30-го марта в ARBUZZ Gallery по адресу Москва, ул. Павла Андреева, д. 4.