Игорь Елуков: «Я не понимаю зачем работать, если ты знаешь результат или уверен, что все получится…»

В начале апреля 2023 года в московской галерее PENNLAB открылась выставка Игоря Елукова «Книга чудес». Сергей Чебатков побеседовал с автором проекта о языках искусства, вреде антропоцентричности и самодостаточности космоса. 

Текст: Сергей Чебатков

В чем, на ваш взгляд, главная ценность постановочной некомпьютерной фотографии, которая не служит утилитарным целям моды или рекламы? 

Мне кажется, что ценность любого произведения в сфере «искусства» (буду брать это понятие в кавычки, поскольку речь идет об очень разных человеческих практиках, так что границы этого термина размыты), - заключается в том, насколько оно раздвигает рамки языка этого «искусства» или, в худшем случае, насколько интересно оно использует уже сложившиеся в определенном «искусстве» язык. В этом смысле нет никакой разницы между любым видом изображения и любой технологией: их главная ценность в языке.

Зачем расширять дальше границы изобразительного языка? Ни за чем. Так устроен человек-просто жажда познания и желание чему-то удивляться.

Эта бессмысленность и делает искусство автономным, хоть эта автономия и постоянно оспаривается людьми, желающими сделать все инструментом для своих целей. Как и в науке, какие-то открытия, польза от которых не предполагается, потом апроприируются цивилизацией, и чистая математика начинает служить военным целям, а открытия Малевича превращаются в дизайн смартфонов…

Художник же – просто программист, который пытается разработать и развить код, а история искусств – GitHub (крупнейший веб-сервис для хостинга IT-проектов и их совместной разработки – прим. Ред.) с огромным количеством открытых кодов.

Для автора же ценность еще и в том, что, что-то делать своими руками на природе, куда приятнее, чем сидеть в студии. Выбор технологии -это не только про «искусство», но и про образ жизни. А поскольку каждый проект у меня длится по 4 года, надо придумывать как прожить это время весело.

Олень в церкви, 2018, Пигментная печать

Сам процесс создания очередного произведения очень часто занимает у вас гораздо меньше времени, чем поиск сюжета и подготовка реквизита. Как вы отнесетесь к утверждению, что работа, предваряющая съемки не менее важна для вас, чем конечный результат?

Конечный результат для меня, - это удача или неудача. И как только конечный результат становится не вопросом удачи, а вопросом ремесла я меняю технологию. Иначе удивление от работы уходит и вероятность новых открытий стремится к нулю. Тогда я не понимаю зачем работать, если ты знаешь результат или уверен, что все получится.  Даже если фотография не удается, период работы над ней остается навсегда со мной. Я частный человек, живущий частную жизнь и сделать эту жизнь сносной за счет работы для меня интереснее, чем сделать работу сносной за счет жизни.

Два полумесяца, 2018-2019, Пигментная печать

В своих работах вы нередко обращаетесь к христианской символике. Какое значение она для вас имеет?

Мы наследники греко-византийской культуры, и от этого никуда не деться. Христианская символика-часть моего мира и моего языка, как и языка всех стран, в которых христианство основная религия.

Звезда, 2018, Пигментная печать

Какой этап оказывается обычно самым сложным в процессе работы над очередным проектом?

Попытки найти бюджет для новой работы. Художники в некотором смысле заложники своих идей. Сколько бы я ни старался придумывать что-то простое и недорогое, все равно выходит сложно. И тут начинается мучительный этап поиска бюджета, который может затормозить всю работу на месяцы. 

Лошадь, 2020, Пигментная печать

На ваших работах, представленных в галерее PENNLAB отсутствуют люди. Почему?

В моих документальных работах тоже немного людей. Я всегда считал, что человек-только часть пейзажа, и не самая интересная его часть. Люди как объект изучения, как предмет для разговора мне в целом неинтересны. Я всегда старался избавится от антропоцентричного взгляда. И в новых работах, надеюсь, мне это удастся лучше. Не думаю, что это достижимая цель, - полностью избавиться от человека, но это правильный вектор, если хочешь увидеть в мире что-то еще, кроме самого себя. 

Кстати, в проекте, представленном в галерее PENNLAB изначально была одна фотография с человеком. Но возникли две причины не показывать ее: во-первых, она была слишком красивой, а этот проект и так неприлично красивый и «культурный», и это его большой минус; во-вторых, она добавляла в созданный мир персонажа, который не должен в нем существовать. Персонажи этой истории, - это стихии, животные, мир без человека, поскольку человек не нашел способа найти гармонию с этими силами. Ну, разве что с котиками. 

Прожиг, 2018-2019, Пигментная печать

Какую бы постановочную фотографию вы сделали, будь у вас неограниченные финансовые и технические возможности?

Ну, это простой вопрос! Я бы подумал про реализацию проектов в космосе! Хотя, возможно, это настолько самодостаточное пространство, что оно не нуждается в нашем «искусстве,» и лучше не пытаться его «усовершенствовать», оставить без вмешательства мысли. Сейчас, в новой работе, мы как раз заняты космосом, я покажу через несколько лет что вышло, если получится. Вообще, это патологическое желание человека всюду добавить свою мысль надоедает, поэтому я давно предпочитаю шляться на природе: в ней нет идеи, нет концепции, на нее можно смотреть очень долго. Наверное, это лучший образец творения, к которому нечего добавить: просто мир как он есть, во всей сложности и разнообразии.

Радуга, 2021, Пигментная печать