Ильязд - виконт авангарда
В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка «Ильязд. XX век Ильи Зданевича»
Илья Зданевич, известный миру под псевдонимном Ильязд, начинал свой творческий путь со скандального чтения манифеста идеолога итальянского футуризма Филиппо Томмазо Маринетти в Петербурге в 1912 году. Затем последовали не менее экстравагантные лекции в московском Политехническом музее, где он со сцены доказывал, что его собственный башмак прекрасней Венеры Милосской. В историю авангарда Ильязд вошёл как теоретик искусства, поэт, дизайнер тканей и издатель, чьи livre d'artiste хранятся в библиотеках Франции наряду со средневековыми рукописями. Такое соседство, несомненно, понравилось бы самому мастеру, создателю нового направления авангарда - Всёчества. Преодолеть время - отныне девиз Ильязда, раз поэт есть никто иной как потомок египетских пирамид, то значит, в искусстве не существует границ, и можно смешивать любые стили в одном произведении. В изданных им книгах литературные источники XVII столетия оформляются крайне минималистическими («Худая» Адриана де Монлюка с иллюстрациям Пабло Пикассо, 1952) или вовсе абстрактными иллюстрациями («Нелепый придворный» Адриана де Монлюка с иллюстрациями Жоана Миро, 1974).
Рассказ об Ильязде выстроен в хронологическом порядке. Документальные свидетельства времён увлечения футуризмом, ярко раскрашенные геометрические узоры для тканей Модного дома CHANEL и афиши балов, организовываемых Союзом русских художников в Париже, дают представление не только о насыщенной творческими событиями молодости, но и являются первыми образцами полиграфических экспериментов Ильязда. Отдельные фразы и целые предложения, набранные необычными шрифтами, превращаются в буквенные орнаменты, заумный язык торжествует. Но главной темой экспозиции остаётся livre d'artiste издательства «Сорок один градус», выполненные совместно с величайшими художниками XX столетия. Девять книг оформлены Пикассо, среди них «Афет. Семьдесят шесть сонетов» (1940) и «Нищий монах, или Книга знаний» (1959). Лаконичные и невероятно выразительные с точки зрения графического языка рисунки Пабло, впервые используемый приём разного расстояния между отдельными буквами свидетельствуют о новом этапе развития Книги художника, и современники по праву называли работы Ильязда одними из лучших образцов в этом жанре. Авторитет издателя столь высок, что ему удаётся собрать на страницах одной книги двадцать одного автора, среди которых Хлебников, Поплавский, Терентьев («Поэзия неведомых слов», 1949), иллюстрации выполняются не менее знаменитыми художниками – Матиссом, Пикассо, Леже, Шагалом, Джакометти. Заумь, сопровождающаяся большим количеством многоточий, свободно рассыпана по страницам, иногда текст напечатан поверх рисунка, и везде непременное чередование шрифтов. Ильязд оформляет и свои собственные стихотворения, добиваясь единства изображения и слов. Увлечённый искусством танца, он словно бы стремится вдохнуть пульсирующую энергию движения в печатные строки, изобретая всё новые и новые приёмы оформления, заставляет оживать тексты, сами слова начинают в определённый момент иллюстрировать то, о чём они говорят. В книге «65 Максимилиана, или Незаконное занятие астрономией» (1964), посвящённой непризнанному при жизни астроному-самоучке Темпелю, можно увидеть небо, усыпанное звёздами-буквами, или неподдающийся расшифровке «инопланетный» язык иероглифического характера.
Каждая livre d'artiste (книга художника) – идеальное сочетание полиграфических экспериментов и фантазии художника и поэта. Ильязд - один из тех, благодаря кому, русский авангард стал ленедарным.
Выставка проходит в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX - XX веков с 15 декабря до 28 февраля.
Текст и фото: Анна Борунова