Текст: Борис Ефимов
Инновация: опять это случилось
Конкурс «Инновация» проводится ежегодно, его главной целью является поддержка авторов, работающих в области современного визуального искусства. В этот раз на Конкурс в числе прочих была выдвинута акция Петра Павленского «Угроза», во время которой он поджег дверь здания ФСБ на Лубянке.
Идет бельгиец по мостику через канал, видит перед собой банановую кожуру
и думает: «Ну вот, опять это со мной случилось».
Голландский анекдот
Член экспертного совета Анна Толстова, искусствовед и арт-критик, выдвинула акцию Петра Павленского, заручившись его письменным согласием, полученным через адвокатов. По результатам предварительного онлайн-голосования экспертного совета Павленский набрал число голосов, достаточное для того, чтобы пройти в пятерку номинантов. Перед финальным заседанием экспертов генеральный директор ГЦСИ Михаил Миндлин, действуя в рамках Положения о конкурсе, объявил, что Оргомитет снимает «Угрозу» с голосования, ссылаясь на пункт 2.8: «Организаторы Конкурса имеют право отклонить любую поданную заявку без объяснения причин». Однако, с этим оказались несогласны некоторые члены экспертного совета - Анна Толстова, Наиля Аллахвердиева, Илья Долгов, Мария Насимова, Дмитрий Озерков, Наталья Сидлина, Олеся Туркина и Сергей Хачатуров заявили о своем выходе из его состава.
Компромисс был достигнут путем исключения из голосования всей номинации «Произведение визуального искусства». После этого в зал вернулась половина протестующих, и голосование продолжилось. Толстова, Озерков, Хачатуров и Долгов менять свою позицию отказались.
Сравнимый по масштабу скандал на «Инновации» произошел ровно 5 лет назад – тогда арт-группа «Война» отказалась от своей победы в этой же самой номинации. После этого Оргкомитет был вынужден ввести в Положение правило об обязательном письменном согласии авторов на участие в Конкурсе.
Редакция видит выход в введении специальной номинации для «плакатного» жанра за самый яркий политический жест. Причем премиальный фонд для этой номинации, естественно, должен формироваться без каких-либо институциональных и государственных средств.
Так же редакция надеется, что такие скандалы все-таки не приведут к обнулению всех усилий, приложенных к институциализации современного искусства в России.