Начнем с Ваших ролей в ЦСИ "Сокол". Кем он образован?
И.БАКШТЕЙН: Институтом Проблем Современного Искусства (ИПСИ) и АНО "Международные проекты 21"
Еще, кроме учредителей у ЦСИ "Сокол" есть наблюдательный совет.
К.ПОДОЙНИЦЫНА: С самого начала мы с Иосифом сформировали экспертный совет, пригласив Валентина Дьяконова, Юлию Аксенову, Снежану Кръстеву, Елену Яичникову, Яшу Яворскую. Скоро мы также объявим имена членов попечительского совета.
Расскажите о смысле этих организаций.
К.ПОДОЙНИЦЫНА: Приоритетными задачами экспертного совета являются вопросы определения выставочной стратегии, составление выставочного плана, формирование образовательных программ, поиск новых форматов культурных мероприятий, а также контроль за текущей работой Центра. Главной функцией попечительского совета будет проработка финансовой стратегии ЦСИ, привлечение средств со стороны, поэтому в него обязательно войдут люди с опытом ведения бизнеса.
И.БАКШТЕЙН: Центр Современного Искусства – это некоммерческая организация, создана по аналогии других ЦСИ, которые стали появляться в середине 2000-х.
Вопрос про вовлечение средств. Мы же правильно понимаем, что в ЦСИ СОКОЛ нет госдатаций?
К.ПОДОЙНИЦЫНА: Мы не частная и не государственная инициатива. Мы создали очень интересную и такую нужную в Москве площадку, которая дает возможность высказываться молодым кураторам и художникам. Со временем, я уверена, мы получим постоянную поддержку, потому, что основная задача центра - это улучшить культурный фон нашей страны, являясь проводником молодого современного искусства, что наверняка привлечет интерес государства и частных инвесторов.
И.БАКШТЕЙН: Художники и кураторы - это круг студентов, выпускников института (ИПСИ) и художников, с которыми работает "Галерея 21". Это уже сложившееся поколение, которому нужна экспериментальная площадка, чтобы на ней реализовывать свои инновативные проекты.
Поскольку ИПСИ входит в соучредители "СОКОЛа", означает ли это, что "СОКОЛ" станет студенческой выставочной площадкой и как вообще будут выстроены взаимоотношения ИПСИ и "СОКОЛа"?
И.БАКШТЕЙН: Никакого исключительного права нет, просто мы предлагаем экспертному совету проекты с участием выпускников института, поскольку программа "Новые художественные стратегии" выпустила уже больше 600 художников. Есть из чего выбирать!
К.ПОДОЙНИЦЫНА: В Европе, к примеру, это нормальная практика, когда при институте, университете или высшей школе – есть выставочные пространства, где выпускники показывают свои работы под чутким наблюдением кураторов, и мы были бы рады начать такую практику, например, раз в год.
Т.е. это Европейская модель?
И.БАКШТЕЙН: Да и мы не случайно сотрудничаем с несколькими Европейскими Академиями Художеств – уже больше 10 лет c Высшей школой искусств "Валанд" ("Valand") в Гетеборге, Швеция, с Goldsmiths University (Лондон) и Университетом прикладного искусства (Universität für angewandte Kunst), Вена. Делаем с ними совместные проекты. Один из них открылся 29 апреля в ЦСИ "Сокол", куратором которого является сотрудник венской академии Роланд Шони. А 25 мая мы со студентами и выпускниками института, едем в Лондон в Goldsmiths college, там будет совместная выставка, в которой участвуют выпускники ИПСИ, а для студентов ИПСИ приготовлена специальная образовательная программа сотрудниками Goldsmiths.
Что касается ЦСИ "Сокол", то там планируются образовательные программы, мастер-классы, программы для детской аудитории, плюс какие-то программы, рассчитанные на население, живущее в районе Сокола.
К.ПОДОЙНИЦИНА: А также мастерские, где уже работают около 10 художников, и мы будем рады новым обитателям – для мастерских выделено более 600 кв.м. Помимо этого, в сотрудничестве с Благотворительным фондом "Линия жизни" мы запланировали ряд мероприятий, первое - Благотворительный Арт-марафон, который пройдет 29 мая в ЦСИ СОКОЛ. Суть акции заключается в следующем: 29 мая в 18:00 начнется Арт-марафон и будет длиться до 00:00. В выставочном пространстве будет представлено около 500 произведений искусства. Все работы будут выставлены анонимно, а посетители, выбрав любое понравившееся произведение, только после покупки смогут узнать имя автора, заглянув на оборотную сторону работы и увидев подпись художника. Стоимость любой работы всего 4 000 рублей. Автором может оказаться Александр Виноградов и Владимир Дубоссарский, Константин Звездочетов, Стас Шурипа, Сергей Лоцманов и многие другие художники хорошо известные широкой публике, а также совсем молодые, но очень талантливые, перспективные авторы. Основным фактором, определяющим выбор, является вкус коллекционера и искреннее его понимание представленной работы, а не имя художника и оценочная стоимость искусства. Главная цель этого мероприятия – помощь тяжело больным детям и привлечение внимания к современному искусству.
Roland Schöny и Иосиф Бакштейн
Всех волнует вопрос о содержании выставочных площадей, если мы правильно понимаем, государство не особо поддерживает галереи?
И.БАКШТЕЙН: Поддерживает, но недостаточно. Могу рассказать о своем опыте работы в этой сфере. Я был одним их инициаторов создания в 1996 году Ярмарки АРТ-МОСКВА. Ко мне обратился с предложением обсудить эту идею Василий Бычков. К тому моменту я уже немного ориентировался в том , как устроена интернациональная художественная сцена, и пригласил в Москву несколько известных дилеров, которые дали советы о том, как может быть организована художественная ярмарка в Москве. С этого времени начала функционировать ярмарка АРТ-МОСКВА, которая успешно существовала все эти годы. Сейчас она переформатирует свою структуру, поскольку количество московских галерей сокращается, многие из них закрываются. Так что будущее российского рынка современного искусства – неопределенное.
А он вообще есть российский рынок современного искусства?
К.ПОДОЙНИЦИНА: Я считаю, что рынок есть. В сравнении с западными моделями, он небольшой и не так хорошо развит, но, тем не менее, да, рынок есть. Я сейчас наблюдаю позитивную тенденцию: очень много молодых людей, с финансовым, менеджерским, консалтинговым образованием, хотят создать на рынке новые механизмы и улучшить его работу. Лично для меня интересно иметь возможность проработки интересных проектов и действительно помогать художникам в продвижении на мировой сцене, а для этого нужна работающая система, включающая прозрачные механизмы ценообразования на работы, активный институт коллекционеров, влиятельную ассоциацию галерей, множество различных премий и грантов и многое другое. В этом году снова пройдет ярмарка современного искусства – Cosmoscow, которая откроется в Манеже в одно время с ярмаркой АРТ-МОСКВА – это и есть живая конкуренция☺. Я вижу много позитивных процессов и встречаю много энергичных людей, которые хотят что-то изменить.
Ксения Подойницина
А галерейный бизнес все-таки рассчитан на российский сегмент или на Европейский. Кто покупатель работ?
К.ПОДОЙНИЦИНА: По моему мнению, спрогнозировать продажи, а, следовательно, и покупателя, в России, практически невозможно, поэтому Галерея 21 создает проекты и работает с художниками в формате международного контекста, опираясь на актуальные тенденции в мировом современном искусстве, что ориентировано на российского коллекционера и, конечно, привлекательно для коллекционера европейского.
В связи с этим есть вопрос, который сейчас всех волнует: отразится ли современная внешняя политика России на взаимоотношения России и Европы по части культуры?
И.БАКШТЕЙН: Здесь есть такой обнадеживающий симптом, о котором я узнал сегодня, прочитав "Коммерсант", где было написано о том, что вчера состоялась встреча Владимира Ильича Толстого с Владимиром Владимировичем Путиным. Они обсуждали политику в области культуры на основе предложения, которое поступило от Министерства культуры. У В.И. Толстого другая версия, более либеральная, и, вроде бы, Владимир Владимирович отнесся с пониманием к тому, что ему говорил Владимир Ильич.
То есть шанс у нас есть? Потому что я вижу, что некоторые европейские фонды уже идут на попятные.
И.БАКШТЕЙН: Да, Американцы с нами дружить не хотят, многие проекты закрываются. Мы с Андреем Ерофеевым сейчас участвуем в проекте, посвященном творчеству Виталия Комара и Александра Меламида. Это художники, которые как раз живут в Америке. И проект уже был запущен, какая-то работа была проделана, но сейчас "Гараж" выясняет, возможно ли будет через год-полтора, когда выставка состоится, получить работы из американских музеев и частных коллекций.
Теперь же создали Объединение "Выставочные залы Москвы", которое занимается распределением выставок по музейным периферийным площадкам. Как это рассматривать – это хорошо, плохо, в чем смысл этой реформы?
И.БАКШТЕЙН: Я участвовал в обсуждении этого проекта. Мы собирались в выставочном зале Галерея "Беляево". Я думаю, что попытка интенсифицировать выставочную деятельность в этих районных выставочных залах, как-то их объединить, это очень не плохо. Например, моя собственная кураторская деятельность была связана с тремя этими районными выставочными залами. Первая выставка, которую я курировал, была в районном выставочном зале на Автозаводской, в Пересветовом переулке. Это была вообще первая выставка знаменитого "Клуба авангардистов" в марте 1987 года. Потом были выставки в Галерее "Беляево". И, наконец, одна из лучших выставок, к которым я когда-либо имел отношение, была в выставочном зале "На Каширке". Она называлась "Фото объекты группы Коллективные действия". Мы напечатали размером метр на метр фотографии акций КД, наклеили их на планшеты, купили 40 осветительных приборов с синими лампочками. Все это выглядело как невероятное эстетство. Шел 1990-й год. Экспозиция выглядела радикально и впечатляюще.
Иосиф Бакштейн
Я сейчас задам вопрос, который волнует всех. Есть галерея Гельмана, когда будет галерея Бакштейна?
И.БАКШТЕЙН: Я же из некоммерческого сектора, может, к сожалению, но это так. Но мы же делаем различные выставочные проекты, в том числе ИПСИ делает. К тому же, мы уже планируем VI Московскую Биеннале. Как раз некоммерческий аналог галереи – это Центр на Соколе, который мы обсуждаем.
Расскажите подробнее о Центре современного искусства "Сокол" - о мастерских, выставках.
К.ПОДОЙНИЦИНА: Наши арт-мастерские должны помочь создать небольшой местный сквот. По таким форматам, как мне показалось, многие скучают – пространства, где художники могут генерировать новые идеи, работая вместе. Также запланирована интересная выставочная программа, о которой уже упоминал Иосиф, только дополню, что в июне ЦСИ СОКОЛ станет одной из специальных площадок Молодежной биеннале, в сотрудничестве с ГЦСИ.
И.БАКШТЕЙН: Насколько я знаю, таких мест очень мало в Москве.
К.ПОДОЙНИЦИНА: Да, это правда! Чуть подробнее: мастерские состоят из двух частей. Первая – open space, а другая с отдельными закрывающими комнатами. В open space у художников есть возможность снять пространство по несколько человек. Опять же, очень интересно, как они распределят пространство, как будут взаимодействовать между собой. В планах ЦСИ предполагаются разные форматы культурных мероприятий: арт-марафоны, дни открытых дверей, благотворительные аукционы, мы будем приводить в мастерские художников коллекционеров, чтобы приобщать их к закрытой части арт-сообщества и многое другое, что привлечет внимание не только представителей современного искусства, но и актеров и профессионалов из индустрии моды. Все это сделает ЦСИ "Сокол" местом слияния различных творческих интересов и инициатив.
А какие-то образовательные программы будут в рамках "Сокола"?
К.ПОДОЙНИЦИНА: Да, конечно. Мы уже проводили в рамках образовательной акции "Тотальный диктант" изложение. Художник – Марианна Абовян – стала одним из организаторов данного проекта. Это была бесплатная акция, направленная на повышение уровня грамотности. Мне очень нравятся такие проекты.
Скоро здесь будут проводить презентации книг. А в конце мая одним из постоянных резидентов ЦСИ станет Студия Артемия Лебедева со своим кафе и дизайнерскими подарками. В Москве уже много хороших образовательных программ. И думаю, что ЦСИ "Сокол" станет одной из важных культурно-образовательных точек на карте Москвы.
И.БАКШТЕЙН: То есть это будет комплекс, сочетающий в себе мастерские, образовательные программы, мастер-классы, выставки.
К.ПОДОЙНИЦИНА: А летом мы хотим участвовать в стрит-арт фестиваль, ведь за ЦСИ большая территория – двор, все стены которого художники смогут задействовать для работы.
И.БАКШТЕЙН: И потом, хотя Сокол это не самый центр города, но, тем не менее, очень важный для Москвы, исторически сложившийся район. Здесь существует интенсивная художественная среда, здесь находится знаменитая "Строгановка" и недалеко "Масловка" - район мастерских Союза художников в районе метро "Динамо".
К.ПОДОЙНИЦИНА: К тому же на Ходынке через некоторое время будет располагаться ГЦСИ, а на фабрике Большевик - Музей современного искусства. То есть арт-кластер уже складывается сам по себе.
Интервью подготовили: Яша Яворская, Ольга Бутеноп и Наталья Александер