Текст и фото: Наталья Шкуренок
Ирония без амбиций
В петербургском Музее современного искусства «Эрарта» открыта персональная выставка московской художницы Людмилы Константиновой No ambitions.
Это уже не первая выставка Людмилы Константиновой в Эрарте. Летом прошлого года она принимала участие в проекте арт-сообщества ВГЛАЗ, участвовала в крупных выставках, посвященных текстовым проектам. No ambitions – первая персональная выставка Людмилы, на которой представлен весь диапазон ее творчества: посетители Эрарты увидят ее живописные работы, скульптуру, дижитал-принты. Петербургская экспозиция открылась через неделю после окончания выставки Константиновой, проходившей в Москве, в Музее современного искусства.
No ambitions представляет своего рода ретроспективный взгляд художницы на историю искусств последнего времени: это осколки цитат из разных эпох, художественных течений, понятные не только профессионалам, и всем зрителям.
-Людмила художник очень гармоничный, с прекрасным чувством юмора, - считает Елизавета Шагина, куратор выставки. – Все ее работы – о зыбкой грани между реальностью и воображением, между подлинным и симулякром. Нам особенно приятно показывать это в Петербурге, потому что здесь мало знают молодых московских авторов.
Иронией пронизаны вариации Людмилы Константиновой на тему хрестоматийных, затертых школьными учебниками пейзажей самых известных российских живописцев – Левитана, Шишкина, Куинджи, Крылова. От знакомых всем со времен Букваря картинок остались цветные полосы, напоминающие то ли результат спектрального анализа, то ли цветной штрих-код на продуктах из супермаркета. Или сплошные разноцветные линии, в которые сливается пейзаж за окном стремительно двигающегося поезда. А в серии графических работ Joy Police полицейские превращаются в котиков и заек, они макаю друг друга лицом в тортики. Но безликие фигуры в форменных «прикидах» сохраняют агрессивность поз, напоминая, что в любой момент «котики» и «зайчики» могут снова стать грозными стражами порядка, от чьих «игры» не поздоровится тем, кто оказался в поле их зрения. Вся серия работ, выполненных художницей акрилом на ситце «Дегенеротип», объединена изображением девушки, вытирающей слезы то ли от лука, то ли от скорби и тоски – растиражированный и затертый образ в истории живописи, а ее лицо искажено то ли многократными повторениями, то ли сбоем в компьютере. К супрематистам и отечественным авангардистам отсылают ее работы «Бабушка», «Телогрейка», «Офелия» и многие другие. Но к какой смутной цитате из истории искусств Людмила не обращалась – к русскому авангарду или минимализму – она сохраняет ироническую оптику, которая делает ее искусство узнаваемым.
Людмила Константинова родилась в 1980 году, окончила Московский архитектурный институт и Институт проблем современного искусства. Сейчас входит в арт-сообщество «ВГЛАЗ». Творчество Константиновой можно отнести к традициям московского концептуализма, дополненного эстетическими кодами современной реальности, цифровыми образами.
Ее работы уже приобрели ведущие и самые авторитетные галереи и коллекции. Например, Третьяковская галерея, знаменитая лондонская галерея «Саачи», ее работы находятся во многих частных собраниях.
Петербургские зрители смогут знакомиться с творчеством Людмилы Константиновой до конца мая.