«Искусство будущего / Art for the Future» в Мультимедиа Арт Музее

МАММ представил первую международную биеннале “Искусство будущего / Art for the Future”, которая открылась на Остоженке 21 декабря. Мультимедиа Арт Музей, Москва вновь радует интерактивными работами и разнообразием форматов, и это как никогда актуально — в фокусе экспозиции технологии, без которых уже невозможно представить нашу жизнь, тем более постковидную. 

Текст: Бойко Мария 

Однако технологии сами по себе не представляют такого интереса по сравнению с тем отражением нашей реальности, в которое каждый заглядывал через экран смартфона: автозамена и автозаполнение слов; коллекции “воспоминаний” из фотопленки, созданные Айфоном; алгоритмы ТикТока, безошибочно и беспощадно определяющие, на что вам нравится смотреть. За ответом на вопрос “каково будущее?” современный человек склонен обращаться не к высшим силам, не к предкам и не к потомкам: он знает, что ответ подскажет нейросеть. Продолжая человеческое поведение, подчиняясь ему, она принуждает его взглянуть на самого себя; имитируя настоящее, она указывает, чего ждать в будущем.

В рамках проекта Backlash нейросеть Mask RCNN обучена различать главных действующих лиц протестных акций — самих протестующих и, конечно, полицейских — и избирательно применять ретушь. В кадрах мелькают ярко-зеленые фигуры, даже не фигуры, а зияющие дыры после обработки видеоматериала нейросетью. Технологии податливы: в этой работе авторы создали такие условия, в которых технологии работают на анонимизацию участников акций, а не наоборот. Неужели люди, находящиеся по разные стороны баррикад, настолько непохожи друг на друга, что этот маленький мозг безошибочно определяет, кого ему превратить в призрака. 

Gray Cake (Катя Пряник, Саша Сереченко), Backlash

Работа “Знак толпы 1.2” ждет самостоятельности от зрителя: в рамках этого арт-объекта предложено нарисовать на экране знак, который интегрируется в видеоинсталляцию с человекоподобными существами. У этих существ нет индивидуальных черт, нет лиц, они лишены воли и свободы выбора своего пути. Иными словами, это толпа, заключенная автором проекта скитаться по пустынным, инопланетным, заброшенным пространствам виртуального мира. Все, чего им осталось ждать — знака от зрителя, который сейчас рисует пальцем на экране незатейливую фигурку, по типу тех, которые мы машинально вырисовываем на бумаге во время затянувшегося разговора по телефону. И неутомимые человечки, прихватив потомство, снова бесцельно устремляются вперед.

Михаил Максимов, Знак толпы 1.2

Может, они не так уж и непохожи на нас. Может, они наше будущее. Аристарх Чернышев намекает, что мы не так далеки от подобных пейзажей — он назвал свою работу «Сверхпотребитель», и поручил ей бросаться мусором в зрителя из экрана его же смартфона. Объективно прикинув масштабы потребления, художника можно упрекнуть только в том, что он недостаточно щедр. Потребитель, или сверхпотребитель, — услуг, товаров и информации — оживляет чёрную дыру с непереводящимся мусором с помощью QR-кода и наблюдает, как Инстаграм вместо  картинок и видео изрыгает на него обертками и смятыми банками. 

Аристарх Чернышев, Сверхпотребитель

Сколько людей, столько надежд и опасений относительно будущего. Чтобы найти подтверждение своим ожиданиям или опровергнуть их, заходите на Остоженку, 16 в Мультимедиа Арт Музей, Москва.