Искусство или нет?

Как мы узнаем, что перед нами произведение искусства? Наше мнение на этот счет сформировано уже давно, нас научили отличать искусство от не-искусства. Картины Рембрандта и Малевича – произведения искусства, нам об этом сказали. Но мы даже не задумываемся, как такие непохожие друг на друга художники могут идти под одной категорией. Иногда мы испытываем некое чувство (одни назовут это чувством прекрасного или возвышенного, другие избытком чувств) перед объектом, что мы можем непроизвольно произнести: «Это искусство».

А хотя бы про один объект вы когда-нибудь говорили противоречиво: это искусство, но в тоже время это и не искусство? Такая мысль вертится в моей голове после посещения выставки XYZT. 

Случайно натыкаешься в Интернете на фотографии и видео экспозиции и не можешь оторваться. Образы проносятся в голове. Что-то пифагорейское, может быть даже мистическое вспоминается. Понимаешь обаяние числа. 

Однако, непосредственно на выставке чувствуешь разочарование. Тот избыток чувств, возможных интерпретаций, что дал тебе интернет-контент, не может подарить сама выставка. Хорошая пиар-компания? Думаю, дело совсем не в этом. Потому что даже селфи в Instagram выглядят многозначительно.

Звучит гроза, пение птиц в мире без окон – в виртуальном мире, который создают два французских художника, Адриена Мондо и Клер Барден. Гостя приветствует «непослушная» инсталляция, которая то реагирует на шаги, то поступает по-свойски: двигается и замирает, когда ей захочется. Дальше бежать можно в разные стороны: к кинетическому песку, к виртуальной траве или в комнатку из летающих цифр. Тут действительно придется побегать, покружиться, помахать руками или даже хорошенько набрать воздуха в легкие и подуть. Только перед телевизором, транслирующим видео работ художников, находится время задуматься.

XYZT больше похоже на детскую комнату: здесь инсталляции будто игрушки. Бегаешь от одной к другой. Но вот по телевизору идет Hakanaï, совместная работа Адриена Мондо, Клер Барден и танцоров, и ты снова переполнен чувствами и множеством интерпретаций. Думаешь об отношении виртуального и реального миров, о том, какое место занимает в них человек. Как сами художники заявляют, связь этих миров они как раз таки исследуют. Безусловно, это отличная тема для современного искусства.

Но все-таки что делать с этим противоречивым чувством, что перед тобой искусство и не-искусство? Надо как-то интерпретировать. Можно, пожалуй, сказать, что работы Андриена Мондо и Клер Барден не произведения искусства. Скорее они как кисти и краски сами по себе не имеют ценности. Их надо брать в руки и рисовать.

 

 

Текст и фото: Анагата Жулитова