Искусство под давлением: печатная графика в галерее «На Песчаной»

О выставках «Printwalls. Вне рам» Александра Лаптева и «Танцы с камнем | Dancing with the stone» Ивана Архипова. 

Текст: Анна Зиновьева
Фото: Галерея «На Песчаной»

Печатная графика — актуальный медиум современного художественного процесса: в последние годы музеи и галереи России охотно экспонируют оттиски, делают монографические выставки, ревизируют запасники и представляют редчайшие листы — многие произведения впервые встретились со зрителем. В фокусе внимания оказываются эстампы не только старых мастеров, но и современных художников — печатная графика становится центральной темой биеннале и фестивалей, а также все чаще оказывается на арт-ярмарках blazar и Cosmoscow, маркетах искусства и в частных коллекциях.

Выставка «Printwalls. Вне рам»

Популяризаторами печатной графики нередко становятся не только большие музейные институции. Так Объединение «Выставочные залы Москвы» недавно открыло выставку «Великое искусство рядом. Шагал» (26.10-15.01.23) в галерее «Беляево»: публике представили произведения тиражной графики Шагала, Матисса, Пикассо, Миро и Дали из частных коллекций. Но настоящий импресарио эстампа в Объединении — галерея «На Песчаной». Этот год ознаменовался двумя персональными выставками печатной графики: «Printwalls. Вне рам» Александра Лаптева (5.03-4.04) и «Танцы с камнем. Dancing with the stone» (18.06-17.07) Ивана Архипова. Куратором обеих выставок выступила Анастасия Васильева, которая руководила галереей последние годы. 

Выставка «Printwalls. Вне рам»

На выставке «Printwalls. Вне рам» Александра Лаптева, который является одним из самых ярких художников-графиков современной Москвы, были представлены большеформатные графические серии, выполненные в техниках высокой и плоской печати. Куратор очень точно уловила визуальный нарратив работ: листы, высота которых в несколько раз превышает привычный размер, стали продолжением знаменитых «песчаных» стен, вырастая из бетонной плоскости и нарушая привычную строгость пространства. Первые два зала выставки были посвящены абстракциям художника, напечатанным в техниках линогравюры, монотипии, диатипии — здесь встречались серии под названиями «Знак вопроса», «Монолог» и другие, открывавшие пространство для интерпретаций и поиска. Притягательность новой беспредметности кроется в отсутствии философии как таковой: художник не находится в рамках существующей парадигмы, не уходит в метафизическое, а опирается на собственный опыт, реальные впечатления и переживания in situ — отправной точкой для многих образов стали натурные рисунки и эскизные альбомы. В третьем зале выставочного пространства были расположены печатные листы более привычного формата и автопортрет художника, эмоциональный в своем исполнении — это было одно из немногих предметных высказываний. Продуманная работа с цветом, фактурность, сила линии и формы стали определяющими категориями в работах Лаптева — он печатает свое собственное повествование, во многом опирающееся на московскую печатную школу, но исключительно самобытное и экспериментальное.

Александр Лаптев. Автопортрет. 2016. Ксилография, печать со строительного утеплителя. 160х120 см.

Эксперимент в целом в течение многих лет является константой выставочной деятельности «На Песчаной» — начинающие художники с самыми смелыми идеями могут рассчитывать на поддержку институции. Иван Архипов не стал исключением: его персональная выставка «Танцы с камнем» представила работы, созданные в авторской технике печати. Во время пребывания в китайской резиденции Shangyuan Архипов начал печатать с помощью большого камня, который заменял офортный станок. Так были созданы несколько серий в техниках гравюры по металлу, а также экспериментальные работы в техниках ксилографии и линогравюры. Пребывание в Китае отразилось на характере сюжетов и иконографии, в которой появились традиционные для китайской культуры образы мифологических существ и демонов. Жесткие линии, рваный штрих, обусловленный гравированием на металлической поверхности, и работа с цветом подчеркнули своеобразие художественного языка автора. Одной из центральных работ выставки стало изображение матери с младенцем на руках: ребенок, напоминающий лики Василия Чекрыгина, сидит на коленях матери, которая пристально и сурово вглядывается вдаль — в будущее. Выставка стала своевременным высказыванием и определяющим состоянием. 

Иван Архипов. Mother. 2019. Гравюра на алюминии, офортная краска. 60х150 см.

Выставка «Танцы с камнем | Dancing with the stone»

Работа с галереей «На Песчаной» и Анастасией Васильевой дала прекрасные результаты: и «Танцы с камнем» и «Printwalls. Вне рам» стали перспективными началами для обоих художников. Иван Архипов этой осенью привлек внимание кураторов и коллекционеров на blazar, а Александр Лаптев продолжил сотрудничество с галереей: так в сентябре открылась выставка «Эстамп. Под давлением» (9.09-6.11), которая стала продолжением персональный выставки, затронув аспекты школы и мастерства — художник представил не только новые листы своего авторства, но и работы учеников его мастерской Printnonstop. В ноябре при поддержке мастерской также состоялся маркет «Поставь печать», где были представлены сотни оригинальных оттисков разных мастеров печати. 

Так уходящий год стал для галереи «На Песчаной» годом печатной графики — качественной, экспериментальной и актуальной.