Изнанка парада. Диана Мачулина
Каждую среду в течение четырех месяцев (с марта по июнь) «Передвижной музей одной картины» знакомит зрителей с одним художником, для которого живопись - очень важный вид искусства. Куратор выбирает не произведение для демонстрации, а самого художника, не влияя при этом на выбор художником произведения - для демонстрации в «музее». Именно художник и является некоторым «объектом представления» - поэтому выбрана форма открытия персональной выставки художника (выставки «одной картины») в формате «artist-talk» - то есть «живого» общения с художником, в ходе которого зрители могут задать ему интересующие вопросы, получить более полное представление о его творческом пути.
23 марта открывается выставка Дианы Мачулиной "Изнанка парада" с картиной "Труд".
Диана Мачулина: «Эта работа сделана по мотивам передовицы газеты «Труд» 1985 года - после публикации этой фотографии была уволена вся редакция. Генсек был неуважительно сфотографирован внизу и с краю общей композиции. Когда работники редакции, взяв в руки ножницы и клей (теперь берут компьютерную программу Фотошоп), переделали неудачу фотографа – они «забыли» полголовы Горбачева «на столе» у Валентины Терешковой. Тайное стало явным.
Монтаж фактов в СССР в 30-е практиковался как буквальное стирание из архивов имен и лиц бывших соратников, ставших неугодными и за это приговоренных к расстрелу. В 1985 история устала от насилия, и слабость советской империи стала очевидной, в том числе, и в этой «ошибке» монтажа.
Картина «Труд» кажется мне особенно принципиальной в свете нынешней (и вечной) борьбы с «фальсификацией истории». Дело в том, что истории объективной не существует вообще. Любое правительство переделывает прошлое под себя: социалисты возведут на пьедестал революционеров; капиталисты – бизнесменов; диктаторы – тиранов прошлых веков. Улицы переименуют, учебники перепишут, памятники переставят. Провоцируя конфликты отцов и детей, классов, наций, полов. Мне кажется, тут самое главное – быть внимательным, и следить за процессом создания очередной истории, кто, зачем и почему говорит или показывает нечто. Ни в коем случае я не призываю верить в конспирологические теории – будто есть некое тайное правительство или явный злодей.
Любой из ныне живущих на земле – герой Истории, и от его продуманного решения зависит, в какую сторону повернется будущее. Результат решении не будет немедленным, но решение важно, даже если мы этого не осознаем: мы – та бабочка из рассказа Рэя Бредбери, на которую наступил герой, путешествуя на машине времени в прошлое, а вернувшись домой – обнаружил, что люди, дома и даже воздух – другие, чужие, они изменились. Постоянной ценностью является каждый человек и его жизнь, и никакие манипуляции идеями не должны этого отменять.
Во время встречи со зрителями 23 марта 2016 года в 19-00 я хочу показать примеры предыстории монтажа истории в СССР, его продолжение в настоящем, и принцип «герменевтики подозрительности», с которым я всегда соотношу то, что я делаю».
Даты: 23.03.2016 - 29.03.2016
Адрес: галерея "Беляево"