Над интервью работала Мария Назарова
Фотогравии Гриши Галантного
На ВДНХ 28 апреля открылась выставка "Взлет. Выставка-прогноз", приуроченная к открытию обновленного павильона "Гидрометеорология". Мы поговорили с куратором экспозиции Катей Бочавар о том, как предсказать будущее и о проекте "Взлет".
Катя Бочавар — российская художница, скульптор, дизайнер выставочных пространств, куратор художественных выставок и автор перформансов.
Мария Назарова: Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.
Катя Бочавар: Как вы знаете, в прошлом году на ВДНХ в самолете ЯК-42 стартовал проект «Взлет» - серия персональных выставок молодых художников. Наш проект продолжает этот проект, но у нас групповая выставка.
М.Н.: Почему «выставка-прогноз»?
К.Б.: Как художник и как куратор, я специализируюсь на Site Specific проектах, то есть коцентрировать свое на том, что происходит здесь и сейчас. Так как нашей выставкой после длительной реконструкции открывается павильон «Гидрометеорология» и впервые он позиционируется как выставочное пространство, мне было интересно привязать тему выставки к истории этого места. Предсказание погоды это суженное темой климата прогнозирование ближайшего будущего. Я предложила художникам прогнозировать будущее шире.
Я задумалась над тем, что из себя представляет прогноз будущего? Из каких компонентов складываются наши размышления о нем и выделила три основных компонента прогноза: знание, предчувствие и конечно случай, который может вмешаться в любой прогноз и перевернуть все с ног на голову. Поэтому выставка состоит из трех зон. В зоне «Знание» расположены восемь «капсул» с размещенном в них видео. Практически все видео-работы сделаны специально для этой выставке, и все они основаны на интервью. Где-то это документальная съемка, где-то это мокьюментари, то есть псевдо документальное видео. В зоне предчувствия мы собрали работы 14 художников (или групп художников). Все они предсказывают некое будущее. Одни основываются на научных теориях, другие – на псевдо научных. Есть вообще объекты, которые предсказывают саму работу, рассчитанные на то, чтобы мы представили вместе с художником то, какой она могла бы быть. Надо сказать, что работам зоны предчувствия, и работам зоны знания присущ юмор. Любое наше предсказание – это своеобразная спекуляция. Мы не можем сказать наверняка, что нас ждет, но мы можем предположить. Художники, говоря о будущем, оставляют зрителям возможность самим интерпретировать те или иные высказывания.
«Случай» находится на втором этаже павильона. Сергей Касич, известный саунд-артист, собрал 10 молодых авторов и создал программу, которая проигрывает для посетителя звуковое произведение одного из этих художников в произвольном порядке. То есть для всех это является полной неожиданностью – никто не может предположить, какой звуковой ряд будет звучать в следующий раз. А руководит случайностью созданная Сергеем программа, базирующая свой выбор на данных метео-приборов.
М.Н.: Расскажите, пожалуйста, про состав художников.
К.Б.: Многие авторы, которые здесь представлены, для меня новые – я с ними ни разу не работала и даже не слышала об их творчестве. Это произошло потому, что большенство художников были выбраны результате Open Call. Есть несколько художников, которых я давно знаю. Они вряд ли подойдут под определение «взлетающих», так как работают и «парят» они уже давно. Но, тем не менее, я выбрала их работы, так как они много говорят о будущем в своем творчестве.
Многие из тех, чьи работы здесь представлены, до этого не вступали на территорию современного искусства. Например, Федор Додонов – парфюмер и живописец, создал машину запахов будущего. Зрители должны по запахам, представленным в этой машине, представить, что же нас ждет.
Некоторые работы совершенно не похожи на художественные произведения и это мне показалось очень интересным. Например, стойка сбора анализов на которой вам рассказывается о том, что был найден новый вирус и автор предлагает в себе обнаружить, либо убедиться, что его нет в вашей слюне. Конечно, вирус выдуманный, и анализ не подтвердит его присутствия (в прочем, не подтвердят и отсутствия), однако тот момент ожидания ответа компьютера – это сублимированное ощущение ожидания будущего.
Или, например, работа Дениса Патракеева - молниеприемник, который, уловив на себя электрический разряд, проводит его в ящик с песком и в результате мы можем видеть «корень молнии» в твердой форме. Однако, то что вы видите на выставке еще не законченное произведение. Окончание последует в чистом поле во время грозы, однако здесь и сейчас мы можем пофантазировать, какой она будет – вообразить это произведение будующего.
На этой выставке все очень неоднозначно, потому что будущее неоднозначно. Мы можем только догадываться, каким оно будет.
Над интервью работала Мария Назарова
Фотогравии Гриши Галантного